+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Мнемотехника в развитии речи

Автор: Борькина Светлана Васильевна

Мнемотехника в развитии речи

 

Развитие речи у детей – одна из самых важнейших задач, в решении которой должны быть задействованы как воспитатели дошкольных образовательных учреждений, так и родители.

При становлении речи у детей дошкольного возраста наиболее распространенными являются проблемы следующего характера:

- речь односложная, состоящая из простых предложений;

- зачастую наиболее сложные предложения дети формулируют некорректно, допуская ряд логических и иных ошибок;

- маленький словарный запас, или иначе – бедность речи;

- неспособность сформулировать мысль таким образом, чтобы донести смысл до окружающих;

- употребление в речь нелитературных слов и выражений;

- зачастую возникают трудности при описании какой-либо ситуации или пересказе текста и другие.

Дошкольный период характеризуется тем, что ребенок получает значительное количество новой информации, и процесс запоминания этой информации необходимо контролировать, а также оказывать ребенку помощь в ее запоминании. Мнемотехника является одним из наиболее эффективных методов запоминания новых слов, что в конечном итоге способствуют развитию речи ребенка, а значит, способствует решению ряда вышеназванных проблем.

Родоначальником метода мнемотехники считается учитель риторики и поэт Симонид. Согласно этому методу, для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве и по мере надобности находить (доставать) его [2, c. 57].

Методика Симонида базировалась на двух понятиях – ассоциация и фон. При этом под ассоциацией понимается мысленная связь между двумя предметами, а под фоном – то, что хорошо известно до малейших деталей. Для того чтобы запомнить множество новых фактов, необходимо провести ассоциацию с уже знакомыми предметами.

В качестве хрестоматийного примера применения метода мнемотехники следует привести известное предложение, которое позволяет запомнить в правильном порядке цвета спектра: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Каждой первой букве слов в данном предложении соответствует цвет спектра. Таким образом, запоминание лишь одного несложного предложения позволяет освоить новый материал.

Исходя из сказанного, мнемотехнику можно определить следующим образом: «Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем ассоциаций» [1, c. 56].

В мнемотехнике выделяют: мнемоквадраты; мнемодорожки; мнемотаблицы [3, c. 84].

Если мнемоквадраты и мнемодорожки в большей степени способствуют развитию у дошкольников памяти, то мнемотаблицы в первую очередь ориентированы на развитие речи. Работа по мнемотаблицам условно состоит из трех этапов: на первой этапе происходит рассматривание таблиц и того, что на них изображено; на втором этапе осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы; на третьем – пересказ сказки или рассказ.

Таким образом, занятия по мнемотаблицам позволяют: обогащать словарный запас дошкольника, обучает составлять рассказы, заучивать стихи и т.д. При этом благодаря использованию метода мнемотехники ребенок с этими задачами справляется с легкостью и интересом.

Подводя итог, отметим, что использование мнемотехники как с детьми, которые имеют проблемы в развитии речь, так и с теми, у кого таковые не обнаружены, позволяет развивать и совершенствовать речь дошкольника, а также развивать его кругозор и память. Метод мнемотехники строится на создании ассоциаций, поэтому не вызывает затруднений у детей.

Список использованной литературы

 

1.                 Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2014. – 215 с.

2.                 Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье - М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 256 с.

3.                 Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2014. № 4. С. 102-115