+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Здоровьесберегающие технологии в учебно-тренировочном процессе на занятиях по спортивной борьбе

Автор: Письменов Владимир Юрьевич

Тема: Здоровьесберегающие технологии в учебно-тренировочном

                   процессе на занятиях по спортивной борьбе.

 

 

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Принципы организации учебно-тренировочного процесса на основе принципов здоровьесбережения:

О каких принципах здоровьесберегающей технологии педагогике мы должны помнить?

1. Не навредить! Не нанести ущерба здоровью учащихся. Не допускать воспитанников к состоянию переутомления.

2. Триединое представление о здоровье. Не забываем, что здоровье – единство физического, психического и духовно-нравственного благополучия.

3. Непрерывность и преемственность: здоровьесберегающая работа проводится на каждой тренировке.

4. Соответствие сознания и организации обучения возрастным особенностям воспитанников: объем физической нагрузки, уровень сложности изучаемого материала должны соответствовать индивидуальным возможностям юных спортсменов.

5. Правильная организация тренировки. Использование различных форм и методов работы: дифференцированное обучение в соответствии с уровнем интеллектуального и физического развития; задания разноуровневого характера, что способствует формированию положительных мотивов у детей, снижение у них уровня тревожности; коллективные и групповые способы обучения, которые помогают всем воспитанникам занять активную позицию, чувствовать себя более раскрепощёнными.

6. Главная цель тренера - научить своего воспитанника запрашивать необходимую информацию  и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. Каждая тренировка должна быть интересна. Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время. Тренер может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более доступным и привлекательным, за счет личностных качеств учителя.

7. Взаимный интерес,  который подавляет утомление.

8. Учет  зоны работоспособности учащихся. Общеизвестно, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение суток, так   и в разные дни  учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных   особенностей детей.

9. Создание комфортных психологических условий для тренировки, отдавать предпочтение положительным эмоциям, благотворно влияющим на здоровье спортсменов, позитивным подкреплениям (воздействиям), стараясь избегать негатива (т.е. запреты).

10.Понятие “здоровьесберегающая технология” относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья  учителя и учеников, тренера и спортсменов.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:

·         почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;

·         что? – отбор и структура содержания;

·         как? – оптимальная организация учебного процесса; 

·         с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;

·         кто? – реальный уровень квалификации учителя;

·         так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.

Использование на тренировках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности учебно-тренировочного процесса. От каждого из нас, тренеров, зависит состояние здоровья и душевного состояния воспитанников.

Психолого-педагогические основы

В системе физического воспитания занятия не только повышают уровень физической подготовленности, но и способствуют укреплению здоровья занимающихся. Средства и методы подготовки юных борцов становятся основой для разработки технологий укрепления здоровья. Содержание реализуемых технологий охватывает совокупность подходов, процессов, правил, последовательно направленных на разработку методик оздоровления занимающихся . Технологии имеют несколько направлений реализации.
  Здоровьесберегающие технологии преимущественно обеспечивают организационно-методическую сторону системы занятий борцов. Реализация этих технологий в практике занятий борьбой предусматривает профилактику не только физических травм и психических перегрузок, но и безопасность организации учебно-тренировочного процесса, требует учета возрастных особенностей занимающихся и планирования на их основе средств и методов подготовки. В практике системы занятий здоровьесберегающие технологии содержат следующие обязательные аспекты учебно-тренировочного процесса:
рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма;

методические особенности проведения спортивно-оздоровительных занятий;

требования к профессиональной компетентности специалистов;

педагогический и врачебный контроль за состоянием здоровья занимающихся

Здоровьесберегающие технологии
 Технологии обучения здоровью основаны на повышении теоретической подготовленности занимающихся . Это обучение — специально организованный, управляемый педагогический процесс активного взаимодействия тренера-преподавателя и занимающихся, направленный на получение ими знаний о здоровье, на формирование гигиенических навыков, опыта оздоровительной деятельности и поведения, личностных качеств.
Основные задачи обучения здоровью на занятиях борьбой:
- обратить внимание занимающихся на факторы, повышающие и ослабляющие эффект физических упражнений в процессе укрепления здоровья;
- усилить потребность в поддержании физического и психического здоровья организма;
- способствовать целенаправленному укреплению здоровья

и поддерживанию высокой физической и умственной работоспособности.

Технологии обучения здоровью реализуются в следующих аспектах: программы обучения здоровью; оздоровительные средства и мероприятия; формы оздоровления организма в период летнего отдыха; содействие психическому здоровью личности.
 Технологии укрепления здоровья и воспитание физической культуры детей, подростков, молодежи эффективно содействуют физкультурно-спортивной деятельности занимающихся , мотивом которой является удовлетворение их интересов и потребностей в разностороннем самосовершенствовании. Эти технологии направлены на повышение физической культуры занимающихся, заключающейся в:
- осознанной потребности в систематических занятиях для решения задач физического и личностного совершенствования;
- наличии теоретических знаний о здоровье человека, формировании осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, успешном их применении на практике;
- владении двигательными умениями и навыками борьбы и других видов физических упражнений для решения задач самосовершенствования;
- достижении личной физической культуры, выражающейся в умении организационно и методически построить план собственных спортивно-оздоровительных занятий.
 Оздоровительные технологии повышают физическую подготовленность занимающихся и укрепляют их здоровье. В практике применяют 2 вида таких технологий.
а) Спортивно-оздоровительные технологии (основаны на упражнениях и других видов спорта). Они усиливают развитие физических качеств занимающихся, повышают эффект воспитания личностных качеств,

обогащают специальными знаниями.
б) Физкультурно-оздоровительные технологии включают технику борьбы и направлены на профилактику, коррекцию и минимизацию отклонений состояний здоровья (нарушений осанки, профилактики плоскостопия, снижение избыточной массы тела).

Главное в работе с менее подготовленными ребятами — научить их технике падения. Не секрет, что спортивные, подготовленные люди реже получают травмы в обычной жизни, поскольку у них хорошо развита реакция. Например, на тренировке или в гололед упасть может каждый, но важно при этом успеть сгруппироваться, «правильно» упасть и тем самым избежать ушиба или даже перелома. Задача преподавателя не просто показать, как это делается, а довести умение ученика до автоматизма.

Результаты тестирования общей физической подготовки учащихся, занимающихся борьбой, показали, что по всем компонентам развития физических качеств у таких детей наблюдается очевидное преимущество: значительно улучшаются скоростно-силовая подготовленность, силовая выносливость и быстрота.

Цель современной образовательной и спортивной школы - подготовка детей к жизни. Каждый ребёнок должен получить за время учёбы и тренировок знания и умения, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, наиболее значимых по степени влияния на здоровье учащихся. Они способствуют повышению приоритета здорового образа жизни; повышению функциональных возможностей организма: приобретению умений, навыков, позволяющих правильно вести себя в экстремальных ситуациях, формирующих устойчивую потребность быть физически и психически здоровым.

Очень важно здоровьесбережение занимающихся борьбой на основе учёта воздействий техники бросков на позвоночник, так как практически вся тренировочная и соревновательная деятельность борца осуществляется в зоне риска по отношению к здоровью позвоночника.

Здоровьесбережение занимающихся спортивной борьбой на основе учёта воздействий техники бросков на позвоночник

Занятия спортом, без доли сомнения, оказывают существенное воспитательное, образовательное и развивающее влияние. В то же время спортивная деятельность нередко негативно влияет на различные стороны жизнедеятельности спортсмена. В отличие от занятий физической культурой, в которых нет преобладающей целевой установки на соревновательный результат, спортивная подготовка зачастую характеризуется деятельностью, связанной с чрезмерными нагрузками, ранней спортивной специализацией, нечестным поведением соперников, что оказывает отрицательное воздействие на здоровье занимающихся.

Осознавая важность данной проблемы, в недавнем прошлом в научный обиход было введено такое понятие, как «здоровьесберегающие технологии». Во многих видах спорта стали проводиться научные изыскания, посвященные разработке данных технологий. Подобные исследования ведутся и в спортивных единоборствах.

Несмотря на некоторые положительные эффекты от описанных выше технологий здоровьесбережения, применяемых сегодня в борьбе, многое в этом направлении остается еще не определенным. Анализ ряда публикаций, посвященных медицинским аспектам в спорте, показал отсутствие современных данных о влиянии занятий борьбой на здоровье позвоночника. В то же время полученные в результате спортивной деятельности травмы позвоночника могут ускорить завершение спортивной карьеры, снизить планку максимального спортивного результата, а в наиболее тяжелых случаях – сделать человека инвалидом.

По данным Г.С. Туманяна, у высококвалифицированных борцов травмы позвоночника отмечаются всего в 4% случаев от общего числа травм, в то же время повреждения коленного сустава встречаются в 27%, стопы – 20, кисти – 18, фаланг – 18%. По моему мнению, указанная доля повреждений оказывает отрицательное воздействие на здоровье занимающихся. Осознавая важность данной проблемы, в недавнем прошлом в научный обиход было введено такое понятие, как «здоровьесберегающие технологии». Во многих видах спорта стали проводиться научные изыскания, посвященные разработке данных технологий. Подобные исследования ведутся и в спортивных единоборствах.

Наиболее распространенными патологиями позвоночника, к которым могут привести занятия спортом, считаются смещение межпозвонкового сустава, грыжи межпозвоночных дисков. Наиболее серьезными дегенеративными изменениями в позвоночнике являются грыжи, которые могут приводить к изменениям в работе внутренних органов и парализации конечностей. По данным учёных, 80% всех грыж приходится на нижнепоясничный отдел позвоночника, 20% – на шейный. Наиболее частыми причинами возникновения межпозвоночных грыж, как правило, является чрезмерная нагрузка на позвоночник: удар, падения, подъем тяжестей, наклоны, повороты. Отсюда можно заключить, что практически вся тренировочная и соревновательная деятельность борца осуществляется в зоне риска по отношению к здоровью позвоночника. Так, при наклоне вперед нагрузка на межпозвонковый диск в поясничном отделе возрастает в 20-30 раз, исходя из этого, при выполнении броска соперника весом в шестьдесят килограмм через спину нагрузка на поясничный отдел атакующего достигает около двух тонн. Можно представить, какие перегрузки испытывает позвоночник борцов за тренировку, микроцикл, мезоцикл, макроцикл, спортивную карьеру.

На появление травм позвоночника у борцов влияют множество факторов как постоянно действующих, так и случайно, среди которых неправильная методика обучения, несоблюдение мер безопасности, неисправный инвентарь и оборудование, «неджентльменские» действия соперников, общее недомогание спортсмена и прочее. О данных причинах и действиях по их устранению повествуется во многих научнометодических публикациях. В то же время сегодня практически нет данных о взаимосвязи здоровьесбережения занимающихся и негативного воздействия на позвоночник некоторых бросков.

В исследованиях выясняется, существует ли параллель между «коронной» техникой борца и возможной частотой и спецификой повреждений позвоночника. Если эта тенденция обнаружится, то возможно будет классифицировать технику борьбы на группы приемов наиболее опасных, опасных и практически неопасных с точки зрения их воздействия на позвоночник. Следующим этапом исследования станет разработка методических технологий здоровьесбережения в многолетней технической подготовке борцов в соответствии с полученными результатами. Для достижения поставленной цели проведён опрос более 60 борцов различной спортивной квалификации (преимущественно мастеров спорта) и спортивного статуса (спортсмены, тренеры, ветераны борьбы). Данное исследование позволило выявить следующее:

·         подавляющее число опрошенных имели или имеют ряд проблем со спиной: смещения позвонков, грыжи межпозвоночных дисков, частая усталость в пояснице, ноющая боль в спине, закрепощенность сегментов позвоночника и пр. Необходимо отметить, что указанные симптомы, ощущения и диагнозы, как правило, являются субъективными, так как для определения истиной картины протекания травмы лишь единицы использовали современное диагностическое оборудование (компьютерная томография, ядерная магнитно-резонансная томография);

·         на отсутствие проблем с позвоночником преимущественно указывают действующие борцы. Однако, как показывает пример, приведенный по этому поводу выше, травмирование может иметь скрытый и до определенного времени безболезненный характер;

·         у борцов в одежде чаще всего повреждается поясничный отдел позвоночника, реже отмечаются травмы грудного и шейного отделов;

·         броски по степени травматизма позвоночника можно классифицировать на три группы: 1 группа – броски с наименьшей степенью риска (большинство видов подсечек, зацепов и подножек, броски за ноги без подъема соперника); 2 группа – опасные броски (бросок через бедро, подхваты, через голову с упором стопы в живот, подсад); 3 группа – броски с максимальной степенью риска для позвоночника (разновидности бросков через спину, через грудь прогибом, «мельницы», боковой и передний перевороты).

Чем шире в техническом действии представлены подъем соперника, наклон, прогиб или (и) поворот, тем большую опасность для позвоночника они несут. Необходимо отметить, что для получения более достоверных результатов по рассматриваемой проблематике необходимо проведение исследований с большим охватом борцов и привлечением других методов, таких как компьютерное и ядерное магнитно-резонансное томографическое сканирование всех отделов позвоночника, комплексное изучение спортивных биографий (возраст начала занятий спортом, продолжительность соревновательной карьеры, весовая категория, вероятные причины травм, техника и пр.) и других.

 

                                    Тренер-преподаватель                         Письменов В.Ю.