Рабочая программ по изобразительному искусству для 5 класса
Автор: Бойченко Ирина Дмитриевна
Отдел образования Администрации района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №3
приказ от __01.09.2018года № 788
|
Рабочая программа
по изобразительному искусству
Основное общее образование, 5 класс
Количество часов: 5Акл-35час.
Учитель: Ирина Дмитриевна Бойченко
Программа разработана на основе программы
для общеобразовательных
учреждений Изобразитнльное искусство
5—8 классы
Авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина,
Н. С. Иванова, Н. Е. Долгоаршинных,
издательство-Москва «дрофа»,
год издания: 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.,
- Примерная программа для общеобразовательных учреждений Изобразитнльное искусство 5—9 классы
- авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина, Н. С. Иванова, Н. Е. Долгоаршинных,
- Издательство: Москва «Дрофа», 2014 г.;
- Устав школы;
- Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 3;
- Учебный план МБОУ СОШ № 3 на 2018 – 2019 учебный год;
- Календарный учебный график на 2018-2019 учебный год..
- Положение МБОУ СОШ № 3 о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Цели:
— знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных
идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;
—формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
—овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
—развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
—воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта,
эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
—овладеть знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
—развить наглядно-образное, ассоциативное и логическое мышление, пространственное представление, художественные и творческие способности, интуицию, фантазию, эмоционально-эстетическое восприятие действительности;
Общая характеристика предмета
Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами,
содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся моральнонравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рациональнологическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников.
В основу программы положены:
—единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
—яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением
раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации
картин, отвечающих принципу доступности;
—система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как
важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
—система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология,
биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с
жизнью;
—соблюдение преемственности в изобрaзительном творчестве младших школьников и учащихся 5 класса;
—направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы
и т. д.
В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих
понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте во-
круг нас.
Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного художественного образования, отвечая требованиям сегодняшнего дня, претерпели существенные изменения. Так, например, раздел «Декоративная работа» включает в себя основы дизайна. В программе также отражено использование информационно-коммуникационных технологий для усиления визуальной и творческой составляющей обучения изобразительному искусству.
С целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с
учетом сезонных особенностей и интересов учащихся.
Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик. В ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники
пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, акрил, темпера, гуашь, сангина или
уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка и др.
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебный план МБОУ СОШ №3 предусматривает по данной программе обязательное изучение изобразительного искусства на уровне основного общего образования в 5 классах – по 35часов(1час в неделю) :
РАЗДЕЛ № 1
Содержание учебного предмета 5класс
Рисование с натуры (8часов)
Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностей наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.
Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Рисуем людей и животных в набросках и зарисовках. Приемы работы различными графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами художественной выразительности. Лепка животных. «Мой любимый друг-животное».
Рисунок и виды графического искусства «Зарисовка яблока». Натюрморт. Свет и тень. «Изображение геометрических тел». Цветоведение. Что такое цвет? «Упражнения по цветоведению». Цветовой контраст. Натюрморт. «Ваза с цветами». Особенности акварельной живописи. Натюрморт. «Ваза с цветами». Мы пишем гуашью. «Спортивные игры в спортзале». Свет и цвет. Натюрморт «Посуда».
Контрольная работа на тему: Наброски в графике и живописи. «Цветы».
Рисование на темы, по памяти и представлению (12часов)
Рисование по памяти и представлению отдельных предметов, растений, животных, людей, пейзажа.Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению. Линейная перспектива. Изображение пространства «Улица, где я живу». «Мы рисуем автомобиль».
Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок). Иллюстрирование рассказов, стихотворений. Рисование по памяти и представлению. «Сказка: Иван-царевич и Серый волк».
Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Особенности симметричной и асимметричной композиции. Передача с помощью композиционных средств состояния покоя или
движения (статика и динамика в композиции). Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета. Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции. Мы пишем пейзаж. «Край родной. Дон-Батюшка». Мы делаем живописные наброски и этюды. Сюжетная композиция. «Труд донских казаков» Композиция. Образ праздника. «Праздник казачьей станицы».
Контрольная работа на тему: Особенности композиционного произведения. «Природа Донского края»
Итоговая контрольная работа на тему:Рисование по памяти: «Летом в деревне».
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10часов)
Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения. Эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира. Декоративная композиция. «Волшебная посуда».
Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Керамика Гжели, Дымковские, Каргопольские и Филимоновские игрушки. Керамика.. Проект Русская матрешка: история возникновения и современные промыслы. Искусство матрёшки. «Эскиз пятиместной матрёшки». Роспись по дереву. «Предметы деревянной сказочной мебели».Декоративная композиция на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Произведения художников современного декоративно-прикладного искусства. Скульптура. «Сцены донских мотивов в скульптурных памятниках».
Виды дизайна: дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн. Дизайн. «Одежда современных казаков». Художественное конструирование предметов оформления (предметы деревянной «сказочной» мебели).
Контрольная работа на тему:Декоративное искусство в современной жизни жителей станицы».
Контрольная работа на тему: «Росписной казачий курень».
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5часов)
Беседа об искусстве: Художественные музеи мира.
Беседа об искусстве: Музеи мира: Лувр, Метрополитен – музей.
Беседа об искусстве: «Музеи Москвы».
Беседа об искусстве: «Музеи Санкт-Петербурга».
Беседа об искусстве: «Архитектура Древнего мира и архитектурные направления».
Формы организации учебных занятий
· Лекция
· Практическая работа
Собеседование (индивидуальная беседа)
· Самостоятельная работа с книгой
· Самостоятельная работа
· Домашнее задание
· Групповая работа
· Фронтальная работа