+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Рабочая программ по изобразительному искусству для 5 класса

Автор: Бойченко Ирина Дмитриевна

Отдел образования Администрации  района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

   средняя общеобразовательная школа  №3

 

«Утверждаю»

 

Директор МБОУ  СОШ №3 

 

приказ от __01.09.2018года № 788

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Рабочая программа

 

по  изобразительному искусству

Основное общее образование, 5 класс

Количество часов: 5Акл-35час.

           

Учитель: Ирина Дмитриевна Бойченко

 

Программа разработана на основе программы

для общеобразовательных

учреждений Изобразитнльное искусство

5—8 классы

Авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина,

 Н. С. Иванова, Н. Е. Долгоаршинных,

издательство-Москва «дрофа»,

год издания: 2015

 

 

 

 

 

  Пояснительная записка

      Рабочая программа по  изобразительному искусству для 5 класса  составлена в соответствии со следующими нормативно-      правовыми  документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  •  Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.,
  • Примерная  программа  для общеобразовательных   учреждений Изобразитнльное искусство  5—9 классы
  • авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина,   Н. С. Иванова, Н. Е. Долгоаршинных,
  • Издательство:  Москва «Дрофа», 2014 г.;
  • Устав школы;
  • Основная образовательная программа МБОУ  СОШ № 3;
  • Учебный план МБОУ  СОШ № 3 на 2018 – 2019 учебный год;
  • Календарный учебный график на 2018-2019 учебный год..
  • Положение МБОУ  СОШ № 3   о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Цели:

 — знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных

идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;

—формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

—овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

—развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

—воспитание средствами изобразительного искусства  личности школьника, обогащение его нравственного опыта,

эстетических потребностей, формирование уважительного  отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

—овладеть знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

—развить наглядно-образное, ассоциативное и логическое мышление, пространственное представление, художественные и творческие способности, интуицию, фантазию, эмоционально-эстетическое восприятие  действительности;

 

 

Общая характеристика предмета

Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами,

содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся моральнонравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию,  становление целостного мышления  (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рациональнологическим, преобладающим на  других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников.

В основу программы положены:

—единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

—яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением

 раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации

картин, отвечающих принципу доступности;

—система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как

важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

—система  межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология,

биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с

жизнью;

—соблюдение преемственности в  изобрaзительном творчестве младших школьников и учащихся 5 класса;

—направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы

и т. д.

В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих

понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте во-

круг нас.

Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного художественного образования, отвечая  требованиям сегодняшнего дня, претерпели существенные изменения. Так, например, раздел «Декоративная работа»  включает в себя основы дизайна. В программе также отражено использование информационно-коммуникационных  технологий для усиления визуальной и творческой составляющей обучения изобразительному искусству.

С целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию  универсальных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с

учетом сезонных особенностей и интересов учащихся.

Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик. В ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники

пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, акрил, темпера, гуашь, сангина или

уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка и др.

 

Место учебного предмета в учебном плане:

Учебный  план  МБОУ  СОШ №3 предусматривает по данной программе обязательное изучение изобразительного искусства на уровне основного общего образования в 5 классах – по 35часов(1час в неделю) :

  

 

РАЗДЕЛ № 1

 

 

Содержание учебного предмета 5класс

 

         Рисование с натуры (8часов)

Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностей наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.

Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Рисуем людей и животных в набросках и зарисовках. Приемы работы различными графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами художественной выразительности. Лепка животных. «Мой любимый друг-животное».

 Рисунок и виды графического искусства «Зарисовка яблока». Натюрморт. Свет и тень. «Изображение геометрических тел». Цветоведение. Что такое цвет? «Упражнения по цветоведению». Цветовой контраст. Натюрморт. «Ваза с цветами». Особенности акварельной живописи. Натюрморт. «Ваза с цветами». Мы пишем гуашью. «Спортивные игры в спортзале». Свет и цвет. Натюрморт «Посуда».

Контрольная работа на тему: Наброски в графике и живописи. «Цветы».

       Рисование на темы, по памяти и представлению (12часов)

Рисование по памяти и представлению отдельных  предметов, растений, животных, людей,  пейзажа.Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению. Линейная перспектива. Изображение пространства «Улица, где я живу». «Мы рисуем автомобиль».

Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок). Иллюстрирование рассказов, стихотворений.  Рисование по памяти и представлению. «Сказка: Иван-царевич и Серый волк».

Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Особенности симметричной и асимметричной композиции. Передача с помощью композиционных средств состояния покоя или

движения (статика и динамика в композиции). Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета. Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции. Мы пишем пейзаж. «Край родной. Дон-Батюшка». Мы делаем живописные наброски и этюды. Сюжетная композиция. «Труд донских казаков» Композиция. Образ праздника. «Праздник казачьей станицы».

Контрольная работа на тему: Особенности композиционного произведения. «Природа Донского края»

Итоговая контрольная работа на тему:Рисование по памяти: «Летом в деревне».

            Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10часов)

Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения. Эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира. Декоративная композиция. «Волшебная посуда».

Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Роспись по дереву: Хохлома, Городец,  Керамика Гжели, Дымковские, Каргопольские и Филимоновские  игрушки. Керамика.. Проект Русская матрешка: история возникновения и современные промыслы. Искусство матрёшки. «Эскиз пятиместной матрёшки».  Роспись по дереву. «Предметы деревянной сказочной мебели».Декоративная композиция на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Произведения художников современного декоративно-прикладного искусства. Скульптура. «Сцены донских мотивов в скульптурных памятниках».

Виды дизайна:  дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн. Дизайн. «Одежда современных казаков». Художественное конструирование предметов оформления  (предметы деревянной «сказочной» мебели).

Контрольная работа на тему:Декоративное искусство в современной жизни жителей станицы».

Контрольная работа на тему: «Росписной казачий курень».

         Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5часов)

Беседа об искусстве: Художественные музеи мира.

Беседа об искусстве: Музеи мира: Лувр, Метрополитен – музей.

Беседа об искусстве: «Музеи Москвы».

Беседа об искусстве: «Музеи Санкт-Петербурга».

Беседа об искусстве: «Архитектура Древнего мира и архитектурные направления».

 

Формы организации  учебных занятий

·         Лекция

·         Практическая работа

                        Собеседование (индивидуальная беседа)

·         Самостоятельная работа с книгой

·         Самостоятельная работа

·         Домашнее задание

·         Групповая работа

·         Фронтальная работа