Математический КВН
Автор: Логинова Галина Павловна
КВН по математике. 9 класс. Неделя математики.
Цели и задачи:
1.Поддерживать интерес к предмету, показать учащимся, что математика – чудесная наука.
2.Расширить знания, повысить интеллектуальную активность.
3.Сплотить коллективы классов.
Ход проведения.
1.Вступление.
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствуем вас, уважаемое жюри и учителя!
Ученик1:
Привет друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день,
Мы приготовили весёлый
Наш школьный вечер КВН.
Ученик 2:
КВН-соревнованье
В остроумии и знании,
Чтоб этот вечер КВН
Вам по душе пришёлся всем,
Нужно знанья иметь прочные,
Быть весёлым и находчивым.
Ученик 1:
А этот КВН сейчас
Науке посвящается,
Что математикой у нас
С любовью называется.
Ученик 2:
Она поможет воспитать
Такую точность мысли
Чтоб в нашей жизни всё познать,
Измерить и исчислить.
(Звучит песня-заставка)
Ученик 1:
Слово «математика» пришло к нам из древнегреческого языка. По-древнегречески «мантанейн» означает «учиться», «приобретать знания». Много тысяч лет люди накапливали математические знания, т.е. знания о числах, количествах и количественных отношениях. Без таких знаний древние египтяне, например, не смогли бы построить свои знаменитые пирамиды.
Ученик 2:
Математика помогает нам познавать и совершенствовать тот мир, в котором мы живём. Запуск на орбиту спутников, строительство автострад, вождение поездов, даже оклейка стен обоями, - всё это и многое другое было бы просто не возможно без математических расчётов. Математика помогает нам учиться мыслить яснее и последовательнее.
Ученик 1:
Начнём заседание клуба весёлых и находчивых, в котором принимают участие 9 классов.
Ученик 2:
Команда 9А класса –(название)
Капитан команды (Ф.И.)
Ученик 1:
Команда 9Б класса- (название)
Капитан команды (Ф.И.)
Ученик 2:
Команда 9В класса – (название)
Капитан команды –(Ф.И)
Ученик 1:
Представляем наше жюри:
1.
2.
3.
II. Разминка.(вопрос задается поочерёдно)
1)Четырёхугольник, у которого стороны попарно параллельны. (параллелограмм)
2)Фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной вершины.(угол)
3)Как читается теорема Пифагора.(В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов)
4)Правильный четырёхугольник.(квадрат)
5)Треугольник, у которого все стороны равны.
(равносторонний)
6)Прямая, имеющая только одну общую точку с окружностью. (касательная)
7)Четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две других нет. (трапеция)
8)Отрезок, соединяющий середины сторон треугольника. (средняя линия)
9)Равенство двух отношений. (пропорция)
10)Чему равна сумма углов треугольника? (1800)
11)Отрезок, имеющий направление. (Вектор)
12)Свойство смежных углов. (Сумма их равна 1800)
III.Лотерея. (номер вопроса определяет вопрос)
№1.
Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечён.
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает кто убийца,
Но знают всё, кто был убит.
Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув перед смертью: «Отойди, не трогай моих чертежей!»?
№2.
Древнегреческий учёный-философ, живший в VI в. до н.э., которому приписывается высказывание «Всё есть число». Согласно философскому воззрению этого учёного и его последователей, числа управляют не только мерой и весом, но так же всеми явлениями, происходящими в природе, и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Первые числа 1,2,3 и 4 означают огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел – число 10 – изображает вест мир. Этот учёный впервые разделил числа на чётные и нечётные, простые и составные; впервые открыл математическую теорию музыки. Кто он? (Пифагор)
№3.
Не далеко от берега стоит корабль со спущенной в воду верёвочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками 30 см. Первая ступенька касается воды. Океан спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду на 15 см в час. Через сколько времени вода достигнет третьей ступеньки верёвочной лестницы?
(Ступенька не покроется водой, так как вместе с водой поднимается и корабль)
№4.
Математик, оказавший случайно в небольшом городе и желая как-то убить время, решил подстричься. В городе имелось лишь два мастера. Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер неряшливо одет и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а
владелец был безукоризненно одет и подстрижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому мастеру. Не могли бы вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, поведения математика?
(Поскольку в городе лишь два парикмахера, каждый мастер вынужден стричься у другого.
Математик выбрал того мастера, который лучше подстриг своего конкурента.)
№5.
Что за предмет, который не заменим в архитектуре и строительстве и о котором известный писатель Ю.Олеша, автор «Трёх толстяков» , писал: «В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжёлая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку». Этот геометрический инструмент, согласно римскому поэту Овидию (I в.), был изобретён в Древней Греции.
(Циркуль)
№6.
История их изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмёт на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности их называли клепсидрами. Сейчас без них невозможно представить нашу жизнь. Это вещь не имеет единственного числа.
(Часы)
IV.Кто первый?
1.Кто из великих математиков завещал построить над могилой памятник в виде шара и цилиндра в память о том, что он нашёл отношение объёмов цилиндра и вписанного в него шара – 3 : 2?
(Архимед)
2.Автор первого учебника математики.
(Магницкий)
3.В какой стране впервые появились отрицательные числа? (в Китае)
4.Кому принадлежат эти строки: «Математику уже затем надо учить, что она ум в порядок приводит»?
(Ломоносов)
5.В книге «Метрика» (I в. до н. э.) Герона Александрийского площадь треугольника по трём сторонам определяется по «формуле Герона». Кто первый получил эту формулу?
(Архимед)
6.Что за единица измерения « световой год»?
(Путь, который проходит луч света в течение одного года. Используется в астрономии для измерения больших расстояний)
V.Конкурс капитанов.
Найдите область определения выражения
1.
2.
3.
Ответы: 1.-2≤х≤3; 2. х≤1,х≥2,5; 3. -3≤х≤5
VI.За минуту.
Вопросы для 9А
1. В каком треугольнике все высоты пересекаются в одной вершине? (В прямоугольном)
2.Математическое предложение, не требующее доказательства. (Аксиома)
3. Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут? (300)
4.Чему равен sin 300? (0,5)
5.Отрезок, соединяющий вершину с серединой противолежащей стороны. (Медиана)
6.Счётный прибор, которым пользовались греки.
(Абак)
7.Какую часть числа составляет 25 %? (Четвёртую)
8.Два числа, произведение которых равно единице. (Взаимообратные)
9.Площадь квадрата равна 49 см 2. Чему равен периметр этого квадрата? (28 см)
10.Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны.
(Трапеция)
11.Как называется направленный отрезок? (Вектор)
12.Наименьшее натуральное число. (1)
13.Сумма одночленов (Многочлен)
14.Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше нуля? (Действительных корней нет)
15. Говорят, что математика – царица всех наук, а царица математики -…. (Арифметика)
16.Сколько биссектрис можно провести в треугольнике? (три)
17.Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса)
18.Какие числа употребляются для счёта ? (Натуральные)
19.Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)
20.Третья часть от 60. (20)
Вопросы для 9Б
1.Прямая,пересекающая другую прямую или плоскость под острым углом. (Наклонная)
2.Количество делителей простого числа. (Два)
3.Значение переменной при решении уравнения. (Корень)
4.Как перевести слово «гипотенуза»? (Натянутая)
5.Чему равен sin 450 ? ( )
6.Предложение, истинность которого надо доказать. (Теорема)
7.Отрезок, соединяющий две точки окружности. (Хорда)
8.Инструмент для измерения углов на плоскости.
(Транспортир)
9.Какая цифра в переводе с латинского означает «никакая»? (Нуль)
10.Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (Перпендикуляр)
11.Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения. (Виет)
12.Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве. (Стереометрия)
13.Наименьшее чётное число. (Два)
14.Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус)
15.Сколько дней в летних каникулах? (92)
16.Другое название переменной х. (Аргумент)
17.Сколько вершин у куба? (8)
18.Прибор для измерения углов на местности. (Астролябия)
19.Формула площади прямоугольника со сторонами а и в. (ав)