Доклад "Творчество учителя как важнейший фактор качества знаний обучающихся
Автор: Федосеев Александр Васильевич
ГБОУ Валуйская общеобразовательная школа-интернат
Доклад
Тема:«Творчество учителя – как важнейший фактор качества знаний обучающихся»
Учитель: Федосеев А. В.
Февраль 2018
Творчество учителя – как важнейший фактор качества знаний обучающихся
В нашей школе предмет «Технология» это очень нужный и важный предмет для обучающихся. Уроки технологии помогают детям с физическими отклонениями лучше понять свойства вещей, законы природы, понять свои способности и после школы найти себя в этой жизни, выбрать какую - то деятельность и профессию. Очень жаль, что «Технология» исчезающий из школьной программы предмет. По Федеральным государственным общеобразовательным стандартам уроки по технологии в школе существенно сокращаются.
Урок технологии дает обучающимся знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желания трудиться с охотой, интересом. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщать учащихся к творческой работе, прививать интерес к творчеству, поиску, развивать навыки созидания, самореализации, развивать свойства творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. Поскольку на уроках не хватает времени для решения этих задач, я использую и внеурочные занятия
Учительский труд является по существу творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителю, наряду с творчеством, необходимо быть и хорошим мастером. Педагогический труд, по моему, не творческим не бывает, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Поэтому творчество учителя – это важнейший фактор качества знаний обучающихся.
Творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами:
– научным психолого-педагогическим мышлением,
– высоким уровнем педагогического мастерства,
– определенной исследовательской смелостью,
– развитым педагогическим чутьем и интуицией,
– критическим анализом,
– потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.
Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.
Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.
Развитие творчества учителя – задача сложная и многогранная, требующая не только теоретического обоснования, но и поиска новых методов, подходов, форм обучения, конструктивных идей при разработке технологии обучения и их экспериментальной проверке.
Творчество потенциально заложено в каждом человеке, хотя существуют значительные разночтения в степени обладания им. Сам процесс усвоения психолого-педагогических знаний носит творческий характер, в ходе которого наблюдаются качественные изменения личности учителя, постепенно развивается его активность, самостоятельность, изобретательность, воображение, интуиция, другими словами, идет процесс развития творческого потенциала.
Творчество учителя не начинается с нуля. Творчеству требуется основательный фундамент и в первую очередь – психолого-педагогическая компетентность учителя, включающая владение современными научными представлениями об обучении и воспитании, понимание законов учебно-воспитательного процесса и законов развития личности.
Способности, благоприятствующие педагогическому творчеству:
- умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть последствия
- Умение видеть проблемы и противоречия
- Гибкость и нестандартность мышления
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
Творчество в деятельности педагога можно разделить на несколько уровней:
уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;
уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта.
Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя.
Современный учитель, как любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами:
¾ анализ педагогической ситуации;
¾ проектирование результата в соответствии с исходными данными;
¾ анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения результата;
¾ оценка полученных данных;
¾ формулировка новых задач.
Сейчас все больше появляется учителей-мастеров своего дела. Творчество и мастерство – это не одно и тоже.
Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.
Только учитель, работающий творчески, способен воспитать творческую личность. Несомненно, педагогическое новаторство, индивидуальность преподавателя превращают его деятельность в привлекательный интересный процесс и определяют качество учебно-воспитательного процесса.
На сегодняшний день предмет технологии многие считают уже «морально устаревшим». Среди весомых преимуществ необходимо вспомнить, что труд позволяет детям хоть немного отвлечься от школьной программы и отдохнуть морально, ведь, как известно, заучивание правил, решение примеров и уравнений, а также чтение текстов просто изматывают психику ребенка, требуя хотя бы недолгой паузы. Кроме того, труд способствует развитию фантазии, абстрактного мышления и памяти, а также позволяет получить ценные в жизни умения и навыки. Также позволяет компенсировать физические недостатки наших детей. Этот предмет заметно поднимает дух коллективизма, ведь так интересно трудиться сообща и оказывая друг другу помощь. Также стоит не забывать, что на наших уроках всегда шумно и весело, ведь каждый школьник просто предлагает многочисленные идеи, проявляя фантазию и смекалку.
Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха.
Педагогическое творчество дает результаты:
- Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.
- Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
- При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
- Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными участниками образовательного процесса.
- К праздникам учащиеся могут изготавливать подарки родным и близким людям.
- Ежегодно организуется выставка лучших творческих работ учащихся. Это и своеобразная демонстрация достигнутых творческих высот и очень хороший обмен опытом.
- Лучшие работы отмечаются дипломами и грамотами за участие в районной, краевых выставках декоративно-прикладного искусства
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. В своей работе я применяю следующие инновационные технологии: информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии, дидактические технологии, здоровье сберегающие технологии и проектные технологии. Но все это не приводит к творческому подходу к педагогической деятельности, еще необходимо создать условия проведения занятий. В последнее время оснащенность занятий прекратилась. Учителю приходится где то изыскивать необходимые для уроков материалы, инструменты, пилочки, сверла, наждачку, краски, шурупы, и т.д. Поэтому и в этом вопросе без творческого подхода к работе не обойтись
Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.