+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Доклад "Творчество учителя как важнейший фактор качества знаний обучающихся

Автор: Федосеев Александр Васильевич

 

ГБОУ Валуйская общеобразовательная  школа-интернат

 

 

 

 

 

 

Доклад

Тема:«Творчество учителя – как важнейший фактор качества знаний обучающихся»

 

 

 

 

 

 

Учитель: Федосеев А. В.

 

Февраль 2018

 

Творчество учителя – как важнейший фактор качества знаний обучающихся

 

 

В нашей школе предмет «Технология» это очень нужный и важный  предмет для обучающихся. Уроки технологии помогают  детям с физическими отклонениями лучше понять свойства вещей, законы природы, понять свои способности и  после школы найти себя в этой жизни, выбрать какую - то деятельность и профессию. Очень жаль, что «Технология» исчезающий из школьной программы предмет. По Федеральным государственным общеобразовательным стандартам уроки по технологии в школе существенно сокращаются.

Урок технологии  дает обучающимся знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желания трудиться с охотой, интересом. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщать учащихся к творческой работе, прививать интерес к творчеству, поиску, развивать навыки созидания, самореализации, развивать  свойства творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. Поскольку на уроках не хватает времени для решения этих задач, я использую и внеурочные занятия

Учительский труд является по существу  творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителю, наряду с творчеством, необходимо быть и хорошим  мастером. Педагогический труд, по моему, не творческим не бывает,  ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Поэтому творчество учителя – это важнейший фактор качества знаний обучающихся.

 

Творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами: 
– научным психолого-педагогическим мышлением,
– высоким уровнем педагогического мастерства, 
– определенной исследовательской смелостью, 
– развитым педагогическим чутьем и интуицией, 
– критическим анализом, 
– потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.

 

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Развитие творчества учителя – задача сложная и многогранная, требующая не только теоретического обоснования, но и поиска новых методов, подходов, форм обучения, конструктивных идей при разработке технологии обучения и их экспериментальной проверке.

Творчество потенциально заложено в каждом человеке, хотя существуют значительные разночтения в степени обладания им. Сам процесс усвоения психолого-педагогических знаний носит творческий характер, в ходе которого наблюдаются качественные изменения личности учителя, постепенно развивается его активность, самостоятельность, изобретательность, воображение, интуиция, другими словами, идет процесс развития творческого потенциала.

Творчество учителя не начинается с нуля. Творчеству требуется основательный фундамент и в первую очередь – психолого-педагогическая компетентность учителя, включающая владение современными научными представлениями об обучении и воспитании, понимание законов учебно-воспитательного процесса и законов развития личности.

Способности, благоприятствующие педагогическому творчеству:

- умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть последствия

- Умение видеть проблемы и противоречия

- Гибкость и нестандартность мышления

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Творчество в деятельности педагога можно разделить на несколько уровней:

уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;

уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта.

Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя.

Современный учитель, как любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами:

¾   анализ педагогической ситуации;

¾   проектирование результата в соответствии с исходными данными;

¾   анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения результата;

¾   оценка полученных данных;

¾   формулировка новых задач.

 

Сейчас все больше появляется учителей-мастеров своего дела. Творчество и мастерство – это не одно и тоже.

Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

Только учитель, работающий творчески, способен воспитать творческую личность. Несомненно, педагогическое новаторство, индивидуальность преподавателя превращают его деятельность в привлекательный интересный процесс и определяют качество учебно-воспитательного процесса.

На сегодняшний день  предмет технологии многие считают уже «морально устаревшим». Среди весомых преимуществ необходимо вспомнить, что труд позволяет детям хоть немного отвлечься от школьной программы и отдохнуть морально, ведь, как известно, заучивание правил, решение примеров и уравнений, а также чтение  текстов просто изматывают психику ребенка, требуя хотя бы недолгой паузы.  Кроме того, труд способствует развитию фантазии, абстрактного мышления и памяти, а также позволяет получить ценные в жизни умения и  навыки. Также позволяет компенсировать физические недостатки наших детей. Этот предмет заметно поднимает дух коллективизма, ведь так интересно трудиться сообща и оказывая друг другу помощь. Также стоит не забывать, что на наших уроках всегда шумно и весело, ведь каждый школьник просто предлагает многочисленные идеи, проявляя фантазию и смекалку.

 Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха.

 

 

 

Педагогическое творчество дает результаты:

 

- Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.

- Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим  предметам, здесь они открываются с положительной стороны.

- При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.

- Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится  понятие сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными участниками  образовательного процесса.

- К праздникам учащиеся могут изготавливать подарки родным и близким людям.

- Ежегодно организуется выставка лучших творческих работ учащихся. Это и своеобразная демонстрация достигнутых творческих высот и очень хороший обмен опытом.

- Лучшие работы  отмечаются дипломами и грамотами за участие в районной, краевых  выставках декоративно-прикладного искусства

 

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. В своей работе я применяю  следующие инновационные технологии: информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии, дидактические технологии, здоровье сберегающие технологии и проектные технологии. Но все это не приводит к творческому подходу к педагогической деятельности, еще необходимо создать условия проведения занятий. В последнее время оснащенность занятий прекратилась. Учителю приходится где то изыскивать необходимые для уроков материалы, инструменты, пилочки, сверла, наждачку, краски, шурупы, и т.д.  Поэтому и в этом вопросе без творческого подхода к работе не обойтись

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.