Роль проектов в формировании духовно-нравственной культуры в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната № 1
Автор: Филипская Людмила Алексеевна
Современная система образования в соответствии с ФГОС ориентирована на компетентный подход в обучении. В связи с этим необходим поиск активных методов и форм преподнесения учебного материала обучающимся. Метод проектов в этом смысле является универсальным, поскольку он предполагает активное участие школьников в процессе обучения: учит думать, искать, решать поставленные задачи, работать как самостоятельно, так и в рамках коллективного творчества.
Проекты в настоящее время используются на всех уровнях образования. Долгое время коррекционная педагогика опиралась в своей основе на традиционные методы, поскольку считалось, что нашим воспитанникам, в силу их психофизических возможностей, недоступны активные и интерактивные методики. Однако, жизнь подсказывает, что нашим детям, возможно даже в большей степени, чем обычным, необходимы навыки самостоятельности, активности, коммуникабельности для успешной адаптации в современном обществе. Кроме того, для успешной социализации у наших воспитанников необходимо сформировать духовно-нравственную культуру.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, товарищества, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Наша цель – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Так как формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка, главную роль в процессе становления личности воспитанника занимает школа и конкретно классный руководитель.
Свою работу я строю на следующих принципах духовно-нравственного воспитания:
Воспитание на традициях.
Принцип сотрудничества.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Системно-организованный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Принцип сохранения исторической памяти.
Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:
Военно-патриотическое.
Художественно-эстетическое.
Туристско-краеведческое.
Спортивно-оздоровительное.
Основными среди них в моём классе можно считать военно- патриотическое и художественно-эстетическое. Считаю, что базовые ценности должны быть отражены как в содержании учебной деятельности, так и в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д. В своей работе я стараюсь активно использовать проекты. Результатом такой организованной, творческой деятельности является формирование у детей познавательных мотивов.
В нашей копилке уже немало добрых дел.
Ребята поучаствовали во внешкольных мероприятиях: «День пожилого человека» на базе СРЦ, где читали стихи, пели песни, показали инсценировку русской народной сказки «Репка»; в празднике, посвященном Дню Победы, который проходил в детском саду «Золотая рыбка», ребята гордо прошли с фотографиями героев в рядах «Бессмертного полка». Всему этому предшествовала большая предварительная работа.
Внеклассные проекты «Люби и охраняй природу», «Мы идем в театр», участие в традиционных календарных праздниках – принесли не только массу положительных эмоций, но и помогли укоренению нравственных качеств.
Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, цель которого - воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству. В этом плане в нашей школе проводится немало мероприятий, в которых мои ученики принимают самое активное участие.
В работе с нашими воспитанниками весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. В нашем классе реализуется с детьми немало различных мероприятий, направленных на воспитание у них нравственных чувств: классные часы «Дорогою добра», «Азбука хороших манер», «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть», проект «Зимующие и перелетные птицы», операции «Книжкин доктор», «Десант чистоты», беседы на этические темы, чтение художественной литературы, прослушивание аудиосказок, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Практика показала, что главным компонентом проектной деятельности для социального ориентирования детей с интеллектуальной недостаточностью является целеустремлённое взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.
Педагогический смысл проектной работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.
Таким образом, внедрение проектов в формировании духовно-нравственной культуры является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения во благо.
Ожидаемый результат проектной деятельности при формировании духовно-нравственной культуры:
- формирование активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности;
- формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, понимания обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию;
- осознание детьми того, что честь, смелость развивается с ранних лет, что тот, кто правдив с детства, будет хорошим человеком;
- повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.
Каждый человек хотя бы однажды задумывался над вопросом: «Зачем я появился на свет?». Народная мудрость гласит: «Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом». В простоте этой истины сокрыто глубинное понимание духовности и дан ответ на поставленный вопрос. «Посадить дерево», значит, сохранять, любить и обновлять природу - живой организм, внутри и благодаря которому человек живет и без которого просто погибнет. «Вырастить ребенка», значит сотворить дух, тебе подобный, несущий в мир любовь, добро, красоту. А для этого необходимо «построить дом» - не жилище, а Храм своей души. Выпустить на волю то духовное начало, которое в тебе заложено от рождения. Не загубить его алчностью, невежеством, эгоизмом, ненавистью, завистью, ленью, т. е. бездуховностью.
В завершении своего выступления, хочу вспомнить слова А.С. Макаренко: «Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»
Спасибо за внимание!