Волшебные колечки как метод развития связной речи
Автор: Циринович Анна Леонидовна
Мастер-класс : «Волшебные колечки» как метод развития связной речи.
Разработал : Воспитатель Циринович А.Л
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи.
· научить педагогов использовать пособие «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений.
повысить эффективность образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы; показать значимость применение данного метода для речевого развития дошкольников.
Оборудование: пособия «Волшебные колечки.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек - опор; внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.
Ход мастер–класса
1. Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.
Тема нашей встречи «Волшебные колечки» - как метод развития связной речи.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически сделать пособие которые, я начинаю использовать в речевой работе с детьми средней группы.
Василий Александрович Сухомлинский сказал, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию».
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. На сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем. Давайте с вами о них поговорим, обобщим какие проблемы есть в речи: (Слайд №2).
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Не сформированность грамматического строя речи. Нарушение звукопроизношения. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
1.Основная часть.
Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.
Пример развёрнутых заготовок колечек представлен на
( слайде №3).
Сегодня мы поэтапно рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия. Заучивание может происходить как в индивидуальной, так и групповой форме. Заучивание состоит из 5 этапов.
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания. (Слайд № 4)
При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова.
Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
В нашем стихотворении – это существительные.
2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например:
( Слайд№ 5)
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
3 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
Спать пора! - надеваем на мизинец «Ночь»
Уснул бычок, лёг в коробку на бочок – надеваем на безымянный «Бычка»
Сонный мишка лёг в кровать – на средний «Мишку»
Только слон не хочет спать. - на указательный «Слона»
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон. - на безымянный « Слониху»
4 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью «колечек».
5 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи «колечек».
Коллеги, а кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а вы продолжите. Обязательно нужно похвалить ребенка .Молодец! А теперь без моей помощи.
Стихотворения берем разнообразные, но подходящие по возрасту.
(Слайд №5).
3.Заключительная часть.
Детям нравится работать с колечками. Использовать их можно и на
при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко «Б». И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук. В данном случае: слон, собака, снеговик. (Слайд№6) при формировании и дифференцировании понятия «твердый - мягкий звук»: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук (Слайд №7).
· при дифференцировании сходных по звучанию или артикуляции звуки. Например, Саша выбирает колечки с картинками, в которых есть звук «Х», а Юля колечки, в которых есть звук «К».(Слайл № 8)
Играем с колечками и при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. «Жили у Бабуси»…Здесь используются колечки с любимыми героями из мультфильмов. Например, надеваем два колечка с гусями на указательный и средний пальцы ведущей руки и предлагаем им прошагать, попрыгать с кочки на кочку (Слайд№9).
В конце мастер класса изготавливаем методическое пособие «Волшебные колечки». Ведем диалог по тебе, отвечаю на вопросы. После изготовления презентуем пособия. Итог. Подводим итог при помощи Облаков «Тегов», которые необходимо будет дополнить.
Таким образом, с помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:
у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, речь существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.
Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи. Данная методика была представлена на родительском собрании.
Спасибо вам всем! Успехов в нашей не легкой, но творческой работе.
В своей работе использую данную литературу.
1.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.
2.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985 — с.92
3.Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
4.Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
5.Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.