Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения
Автор: Сафенкова Елена Николаевна
Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.
Правительство России утвердило государственную программу "Патриотическое воспитание граждан РФ". Госпрограмма разработана во исполнение поручения Президента России и внесена в Правительство Минобрнауки. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» , является обновлённым вариантом ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы: любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Россией.
Воспитывать патриотизм помогает урок, с которого начинается учебный год. Цель этого урока – вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы.
В настоящее время во всех общеобразовательных учреждениях России осуществлен переход 1-8 классов на работу по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) нового поколения. В содержание стандарта входит перечень основных требований к результатам освоения основной образовательной программы, которые делятся на личностные, метапредметные и предметные. Достижение личностных результатов обучения, в свою очередь, предполагает:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
- формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учетом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, делают урок интересным для учащихся, пробуждают чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение.
В последнее время большое внимание уделяют изучению учащимися элементов теории вероятностей. В связи с этим можно и нужно рассказать учащимся о том, что работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии.
Большое значение в военно-патриотическом воспитании учащихся имеют работы по укреплению военно-морского флота выдающегося советского математика и педагога академика А.Н. Крылова. Его труды по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны. Эти сведения можно применить при изучении темы “Приближенные вычисления”. На своих уроках рассказываю о значении математики в жизни, о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны, в развитии военной техники, о применении математики на военной службе, о роли ученых- математиков в современном мире и т.д.
На уроках математики воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину.
Действенным средством военно-патриотического воспитания в процессе преподавания математики является решение соответствующих задач.
Вопросы, связанные с оборонной тематикой, могут найти свое отражение во всех классах средней школы. Например, при изучении таких тем, как “Отрезок”, “Длина отрезка”, “Угол”, “Измерение углов”, “Построение треугольников”, “Масштаб”, «Расстояние между точками», «Прямоугольный треугольник», «Перпендикулярные прямые», «Векторы» и др.
Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.
Например, через серию заданий или задач учащимся предлагается узнать первое название родного города, его год основания или самое большое озеро в родном районе, его длину и глубину, название рек впадающие в него, флора и фауна в районе данного озера и др.
Часто провожу урок-путешествие с восхождением на горы (сопки) в своем районе. Чтобы совершить путешествие ребята с большим интересом решают предложенные задачи по темам.
Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.
Краеведческие задачи служат эффективным средством развития личностных универсальных учебных действий обучающихся. Урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять, заучивать формулы, а побуждают чувства сопричастности к величию своей страны, к ее красоте, природному богатству, истории.
Итак, без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.