+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Статья "Некоторые психолого-педагогические аспекты работы в ДМШ

Автор: Шарафиева Елена Юрьевна, , , , , , , , , , , , , , , ,

 

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РАБОТЫ  В ДМШ

 

                                                                                                   Шарафиева Е.Ю.,

                                                                                 преподаватель по классу фортепиано

                                                                        МАУДО «Детская музыкальная школа №6

                                                                                                 имени Салиха Сайдашева»

город Набережные Челны Р.Т.

                                                                                                                        

Наступление ХХI века внесло новые требования в педагогическую науку и школьную практику - необходимость нового типа учителя, который способен не только эффективно решать проблему культурного воспитания учащихся, но и развивать их одаренность и духовность. Преподаватель-музыкант через педагогическую деятельность  должен уметь решать задачи всестороннего развития детей.  Для этого педагог должен обладать огромным запасом знаний в профессиональной и психологической сфере. Педагог – важнейшее звено в передаче социального опыта. Высшей эффективности процесс обучения достигает при тесном педагогическом контакте учителя и ученика. В значительной степени,  именно через любовь ученика к учителю, приходит любовь к тому предмету, который он преподает. Взаимопонимание, взаимное уважение, согласие, доверие – обязательные атрибуты детских достижений и высоких педагогических результатов.

Одной из актуальных проблем современной науки является - «коммуникативность» (контактное взаимодействие). Этим вопросом занимались ученые-педагоги, классики и современники: А.Макаренко, В.Сухомлинский, Ф.Гонополин, А.Ершов, В.Кан-Калик, Т.Таланчук; психологи: В.Сафонов, И.Страхов, Н.Обозов, В.Крутецкий, В.Иванников. Подчеркивали значимость коммуникативности и педагоги-музыканты: Г.Нейгауз, Е.Гнесина, Т.Николаева, А.Артоболевская.

Формирование коммуникативных качеств  преподавателя - сложный процесс. Чем значительней масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника. А может просто достаточно добросовестно относиться к своим обязанностям педагога? Добросовестно выполнять свои задачи – это значит выполнять то, что полагается по методическим разработкам и рекомендациям, где педагог для себя решает, что входит в его обязанности. Нельзя думать, что любовь к ученику можно  «сыграть» подобно тому, как перевоплощается педагог в ученика в моменты работы. Дети безошибочно определяют искренне ли к ним относятся. Любовь к ученику может быть только естественной – никакой игры. Что же это значит «любить» своего ученика? Любовь к ученику начинается с того момента, когда педагог признает в нем личность – уникального, неповторимого человека со своим внутренним миром. Любовь к ученику есть и ответственность, поскольку она вызвала взаимность. Если мы сделали так, что нас полюбили, то не можем забрать обратно свою любовь без нанесения душевной травмы. Движением любви мы берем на себя большую ответственность. Одаренный ученик начинает стесняться пассивности своих действий и чувств, если ощущает заинтересованность педагога, видит его активность, и может значительно превысить обычно свойственные ему «показатели».  Особенно, учеников младших классов отличает доверительное подчинение авторитету, вера в истинность всему, чему учат взрослые. Учитель -  является одним из наиболее значимых для ученика людей, ребенок принимает ожидания взрослого и старается им соответствовать. Дети готовы принять чужие ценностные ориентиры, активно используют их в отношениях друг с другом, лишь постепенно выделяют из них свои личные ценности.

Развитие музыкальной одаренности, предполагающее обязательное обращение к своему внутреннему миру, может помочь общему развитию ребенка. В период взросления у ребенка возникают  фобии, боязнь, развивается скованность. Педагог может первым заметить эти симптомы и через музыкальную деятельность помочь преодолеть как физическую зажатость, так и внутреннее психологическое состояние неуверенности и  страха. Но для успешного налаживания доверительных отношений с учениками, педагог выступает и в роли психолога. Для этого преподаватель  должен придерживаться следующих правил: быть внимательным в сборе информации о детях; не использовать прямого давления на ребенка; быть эмпатийным; «присоединяться» к другой личности, без потери своей индивидуальности; учитывать, что мера воздействия на ребенка определяется открытостью педагога. Чтобы быть доверенным лицом одаренного ребенка, учитель должен дать возможность ученику свободно высказать свои проблемы. Ребенок должен быть уверен, что его слушают и он может довериться взрослому человеку.

Обучение музыкальному искусству не обходится без публичных выступлений. Пианист, дирижер, вокалист - должны быть не только профессионально подготовленными специалистами, но одновременно быть артистами и учить этому своих учеников. Исполнительство - прежде всего духовный процесс, выражение души человека, его духовного мира. Слушатель при виде искренних, сильных чувств мгновенно начинает сопереживать. «Контакт между исполнителем и слушателем является контактом самого высокого напряжения» (Б.Я.Землянский). Педагог в музыкальной школе должен прививать детям любовь к сцене, для этого надо работать над стабильностью исполнительских действий. Одним из условий стабильности (технической и эмоциональной) является взаимодействие психических и физических функций. Для этого педагог должен знать условия, располагающие к ошибочным действиям: болезненное состояние учащегося, вызванное недомоганием, или усталостью, как физической так и психической; неуравновешенное состояние психики, вызванное сильными эмоциями (страх, волнение, гнев); рассеянность внимания и слабость контроля сознания, из-за наличия отвлекающих факторов, или слишком большого количества информации. Ученик должен идти на эстраду с твердым убеждением, что он хорошо знает и чувствует произведение, нашел в нем свое, интересное... Уверенность в успехе  достигается при следующих условиях: ясном сознании действий, которые обеспечивают успешное решение данной задачи, а так-же постоянно находятся в распоряжении исполнителя; ощущении надежности своих умений и навыков, которые рождаются от многократного повторения и удачного разрешения возникших проблем; ясном понимании истоков неудачи, и тех путей, которые необходимы для решения проблем.

         Умение преодолевать волнение и использовать его энергетический и эмпатийный потенциал рождает наивысший уровень артистизма – вдохновенное творчество! После состоявшегося выступления педагог и ученик вступают в новую фазу общения. В беседе с учеником стремиться выявить отношение учащегося к исполненной программе. Одаренные дети очень часто резко критически оценивают свою игру (особенно учащиеся старших классов), нередко преувеличивают недочеты в отдельных элементах исполнения (в ритме, педализации, технике), упуская главную задачу – художественной интерпретации произведения, его подачи слушателям – от «своего сердца», своей «души». Ведь только такое выступление может затронуть «душу» слушателя. В анализе, который проходит после каждого выступления, педагог должен намеренно подчеркивать творческие удачи в игре ученика, отмечать  те места, где он был особенно чувствителен, пытаться выяснить его внутреннее состояние, для того, чтобы использовать эти небольшие художественные победы в дальнейших выступлениях. Преподаватель вместе с учащимися выявляет и недостатки, потери, для того, чтобы избежать аналогичных ошибок в дальнейшем. В такой совместной работе, учащийся находится в активной контактной позиции, вступает в прочные доверительные отношения с преподавателем. Ученик в будущей творческой работе не только учитывает «старые» ошибки, но и сам пытается увидеть недочеты в новых произведениях.

         Таким образом, с учетом вышеизложенного, можно предложить следующие выводы:

- для формирования педагогической контактности необходимо знать факторы, которые влияют на успешное развитие взаимоотношений;

- педагог в своей работе должен использовать «адресную» психокоррекционную помощь;

- педагогическое общение осуществляется в определенной последовательности, проходит ряд этапов, которые позволяют дойти до самого главного творческого уровня – взаимосодействия;

- контакт одаренного учащегося с педагогом возникает на основе подлинной творческой увлеченности процессом работы.

Главный принцип в педагогической работе - для того чтобы хорошо учить, надо не только знать, но и любить то, чему  учишь; не только знать, но и любить того, кого учишь! Начинающему педагогу-музыканту необходимо увеличивать и обогащать свой личный опыт в установлении педагогического контакта с учащимися, изучать и опираться в своей работе на лучшие достижения ведущих преподавателей, постоянно работать над повышением профессионализма и стремиться к подлинному мастерству в своей работе!

 

Список использованной литературы:

1.            Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1.Казань, 1996.

2.            Блинова Л.Ф. Блинова Ю.Л. Проблемно - ориентированная психологическая помощь. Казань, 1999.

3.            Вопросы музыкальной педагогики. Вып.8: сб. статей / сост. С.П. Понятовский. – М., Музыка. 1987.

4.            Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

5.            Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

6.            Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та 1993.