+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Мероприятие "В нашу гавань заходили корабли

Автор: Корнилина Елена Витальевна, ,

 

«В нашу гавань заходили корабли»

 

Цель:  приобщение учащихся к бардовской песне.

Задачи: раскрыть тематику бардовской песни; показать её огромный воспитательный потенциал, заключённый в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

(Песня О.Митяева «Изгиб гитары желтой»-8кл.)

Ведущий 1.

Сегодня у нас необычный маленький концерт «В нашу гавань заходили корабли».  Он посвящен авторской песне – своеобразному сплаву музыки и поэзии. Этим названием обозначается целый этап в развитии русской поэзии конца 20 века. Здесь много направлений, литературных традиций, имен.

Булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Александр Городницкий составляли круг поэтов старшего поколения. Затем появились имена Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова, Андрея Макаревича, Татьяны и Сергея Никитиных. Но это поэты, поющие свои стихи: о любви-ненависти, радости-горести, надежде-разочарованиях. Песни эти называют по-всякому: самодеятельные, туристские, студенческие. Авторы их – «советские шансонье», барды, менестрели. Но дело не в том, как их называть. Дело в песнях, которые говорят сами за себя, в авторах, ибо они живут в гуще народа и в известном смысле сами являются его голосом. И черпают темы для песен в своей лаборатории, на своём заводе, на своём корабле.

          Своё начало этот жанр берёт в музыкальной культуре Древней Руси. Это древние слагатели былин, певцы – дружинники, украинские лирники. Авторская песня в России имеет особый смысл, так как на протяжении многих веков в профессиональной русской музыке главным было слово, а не музыка. Недаром при определении сущности авторской песни Б.Окуджава сказал, что это «поэзия под гитару», а В. Высоцкий говорил, что это – поэты, которые исполняют свои стихи под музыку

          Текст песни, которая сейчас прозвучит, нравится романтикам, ведь сочинил её в 1962 году такой же «бродяга», геолог по образованию Игорь Сидоров. Этот песенный текст о молодых душой, о тех, кто лёгок на подъём, кому сложно усидеть в четырёх стенах, кому для удобства достаточно палатки, и о тех, кто ждёт любителей путешествовать дома. Роза Ченборисова, Игорь Сидоров, песня «Люди идут по свету».

 

(Песня «Люди идут по свету»5-8кл.)

 

Авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства имитации чувств. Она противостояла развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты. Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская песня – прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей. Авторы приглашают нас на откровенный и дружеский диалог. «Давай с тобой поговорим… ты помнишь, верили всерьез во всё, что ветер принесет» -, предлагают они в надежде на ответный отклик.

Ведущий 1.

Неважно, в туристском походе ты, в геологической партии, на вершину ли идёшь, зарабатывать очередной разряд или просто так шагаешь, потому что нет и не предвидится попутных машин. Главное - идти по земле, видеть людей, пожимать им руки, говорить о том о сём. И, может быть, вот тут-то и чиркается в промокшую прошлой ночью записную книжку какая-то строчка песни, которая так и рождается-от дорожных разговоров, от странных закатов, от неистребимого самолётного запаха, от шума сосен на речном берегу.

Лирический герой авторской песни – романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой. Его мир – горы, тайга, нехоженые тропы.

 

(Песня Юрия Кукина «За туманом» -7кл.)

 

Первая авторская песня появилась в 1941 году. Это было произведение Михаила Анчарова «О моем друге – художнике». В конце 50-х годов XX века авторская песня пользовалась особым успехом.

Здесь стоит вспомнить имя Юрия Визбора. Магнитофонные ленты с его записями передавались из дома в дом, его песни пели у костров, в клубах самодеятельной песни. Визбор был очень артистичен, талантлив, полон жизненной энергии.

Свою позицию он определял так: «Нытье – вещь поверхностная. Это проще всего: у кого нет неприятностей? Нужно выявить более сложное, более глубокое. Нужно заразить людей светлым, хорошим. Вот мое кредо».

Ведущий 2.

 Радостный свет, тепло окрашивают каждую песню Визбора, даже самую грустную. Визбор – поэт интеллигенции. Но молодость и неуспокоенность, стремление в дорогу близки людям и 60-х годов и 90-х.

Тема дороги, долгого пути, вероятно, останутся вечными темами бардовских песен…

В чем обаяние песен Визбора? В особой задушевности, в умении проникнуть в суть человеческих переживаний, в понимании и поддержке.

                                Спокойно, дружище, спокойно!

                                У нас еще все впереди…

                                Не путай конец и кончину,

                                Рассветы, как прежде, трубят,

                                Кручина твоя не причина,

                                А только ступень для тебя.

Ведущий 1

Визбор – певец мужественной дружбы, солидарности, чести. За простыми и , на первый взгляд, незамысловатыми строчками скрыт подтекст, понятный каждому.

        Визбор – поэт-романтик. Любовь и вера согревают души людей, позволяют мечтать и надеяться на лучшее. Его чувство светлое, ласковое, чуть грустное, с нотками сожаления о несбывшемся счастье. «Милая моя, солнышко лесное»,- мог сказать только Визбор.

(Песня Ю.Визбра «Милая моя»-учителя с учащимися)

 

       Визбор был человеком необыкновенной доброты, в котором за внешней мужественностью и сдержанностью скрывалась ранимая душа и чистое сердце. «Друг! Дружище!» - именно так Визбор обращался к своим слушателям и собеседникам. И это обращение было наполнено особым смыслом.

Творчество Юрия Визбора велико – около 400 песен. А ведь он был не только поэтом, но и прозаиком, сценаристом, журналистом, киноактером.  В юности готовился стать летчиком.

Визбор занимался горными лыжами, замечательно рисовал. Прожил недолгую жизнь. Уже после его смерти было издано несколько его книг, музыкальный диск «Наполним музыкой сердца». Его песни продолжают петь.

(Песня Ю.Визбора «Серега Санин» -6кл.)

 

Ведущий 2.

В те же 50-е годы в поэзию приходит и другой автор-исполнитель – Булат Окуджава.

Мир его лирики несколько иной. В своих песнях он сумел передать трагедию военного поколения, тех ребят, что «ушли не долюбив, не докурив последней папиросы».

Войну Окуджава знал не понаслышке. Он сам был очевидцем и участником тех событий. Многие хорошо помнят его песню «Десятый десантный батальон» из кинофильма «Белорусский вокзал».

                                    Когда-нибудь мы вспомним это,

                                    И не поверится самим.

                                    А нынче нам нужна одна победа.

                                    Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Окуджава, а вслед за ним и Высоцкий вернули песне народность и сюжет. В русской песне всегда были боль и грусть, тревога и тоска. И еще обязательно искренность, задушевность и проникновенный лиризм.

          Песни Окуджавы очень личностные. Они были продолжением его дыхания, раскрывали характер и распахивали душу. Исполненные тихим, мягким голосом автора, они были всегда слышимы, узнаваемы. В этих песнях есть удивительная сила добра. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся.

 

(Песня «Грузинская» -учителя)

 

Ведущий 1

Песни Высоцкого наполнены правдой. Это правда крутых характеров, жизненных

ситуаций (то высоких, то нелепых), извечных человеческих проблем, боли и нежности, правды своего времени.

 

 (Песня В. Высоцкого «Песня о друге» -6кл.)

     

Кто же он, Владимир Семенович Высоцкий? Родился в 1938 году в Москве. Учился в инженерно-строительном институте (ушел с первого курса). В 1960 году закончил школу-студию МХАТ. Работал в столичных театрах – в театре им. Пушкина, театре миниатюр. С 1964 года – в театре на Таганке, где сыграл белее 20 ролей. Много выступал с концертами по всей стране и за рубежом. Участвовал в создании 30 художественных фильмов. Автор около 700 поэтических произведений. В 1987 году удостоен звания лауреата Государственной премии (посмертно).

Из Постановления правительства: «Присудить Государственную премию за 1987 год Высоцкому Владимиру Семеновичу за создание образа Жиглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен».

Вознесенский назвал его «шансонье всея Руси». Все песни  Высоцкого написаны «кровью сердца». Неслучайно первый сборник его стихов назван «Нерв». Высоцкий  - поэт 70-х, поэт нового времени. В нашем городе установлен памятник Высотскому.

Ведущий 2.

Недалеко от Тольятти, от Мастрюковых озер – столицы авторской песни, ежегодно проходит Грушинский фестиваль.  Грушинский фестиваль – всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. Он проходит ежегодно в первую неделю июля на Федоровских лугах под Самарой, на живописном берегу реки Волги. Здесь собираются тысячи любителей бардовской песни не только из России, но и других стран мира. Ведь авторская песня дает людям заряд особого оптимизма, искренности, доброты.

Ведущий 1.

Фестиваль ведет свою историю с 1968 года. В конце 1960-х годов, когда интерес к авторской песне (которая тогда называлась туристской) в нашей стране резко возрос, идея создания такого фестиваля буквально витала в воздухе. А летом 1967 года произошла трагедия – во время похода на реке Уде (Сибирь), спасая тонущих детей, погиб Валерий Грушин – студент Куйбышевского авиационного института, который был фанатиком туризма и одним из активных пропагандистов туристской песни.

Инициативная группа предложила в память о своем друге организовать фестиваль, эту идею поддержали многие туристы города. Первый фестиваль туристической песни имени Валерия Грушина прошел 29 сентября 1968 года в Жигулях в Каменной чаше. На нем присутствовало около 600 человек. Второй фестиваль проводился в начале июля, и с того времени дата проведения не менялась. Он собрал уже около 2,5 тысяч человек. Впервые появился и был выпущен фестивальный значок. Главная сцена фестиваля – гитара, качающаяся на воде. И не случайно. Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни. Лиричная, задушевная, мягкая,  проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, и в туристическом походе у костра. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара её создаёт. Ну а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.

(Песня В.Шаинского «Ты, да я, да мы с тобой» -6кл.)

 

Песню «Ты, да я, да мы с тобой» В. Шаинского все напевают как бардовскую.

Бардовскую песню никто не заставляет слушать насильно. Она сама притягивает к себе теплотой и искренностью.

Предлагаем исполнить песню всем вместе

 «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...»