Образ птицы в народном творчестве
Автор: Ливенцева Маргарита Викторовна
Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное учреждение
дополнительного образования «ООДЮМЦ»
ПЛАН – КОНСПЕКТ
открытого занятия
Тема занятия:
«Образ птицы в народном творчестве»
(городецкая роспись)
Творческое объединение «Вернисаж»
Возраст детей: 9- 11 лет.
Педагог дополнительного образования
Ливенцева Маргарита Викторовна.
г. Оренбург -2018г.
Творческое объединение «Экодекор»
Руководитель: Ливенцева Маргарита Викторовна.
Возраст детей: 9 - 11 лет
Тема занятия:
«Образ птицы в народном творчестве»
Цель: развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством овладения навыками художественной росписи по дереву.
ЗАДАЧИ.
Обучающие:
· Познакомить с историей развития народного промысла «Городецкая роспись»;
· Дать знания по основным элементам и мотивам Городецкой росписи;
· Формировать умения и навыки кистевого письма.
Развивающие:
· Развитие эстетического и художественного вкуса;
· Развитие интереса к художественным промыслам России;
Воспитывающие:
· Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края, умения ценить богатство родной природы;
Методы обучения:
словесный;
наглядно-демонстративный;
практический;
объяснительно-иллюстративный.
Форма организации: групповая.
Межпредметные связи: Этнография, история, фольклор, биология, экология ,ИЗО.
Основные понятия:
Гирлянда -вытянутый вид букета.
Розан – центральный цветок шиповника в форме круга, окружен скобками.
Купавка — мелкие бутончики и листья.
Подмалевка -круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна.
Оживка - тонкая разделка орнаментальных форм белилами.
Оборудование:
1. Для учащихся:
· деревянные доски;
· кисти №2;№4;
· стаканчики для воды ;
· салфетки ;
· акварельные краски;
· лак для покрытия готового изделия;
2. Для педагога:
· компьютер;
· презентация;
· готовые изделия для демострации;
· предметы народных промыслов России;
Список литературных источников:
1. Андреева И. Городецкие чудеса. М.: Малыш, 2007.
2. Ершова АП., Захарова А.Е. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий. М.: Просвещение, 2001.
3. Жигалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 2004.
4. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.
Ход занятия
Этапы :
I.Организационный момент. (0,5 мин.)
дидактическая игра «Что такое счастье?»
II.Сообщение темы и целей урока. (3 мин)
Актуализация знаний
Народная мудрость
III. Изучение нового материала. (5 мин.)
1.Выступают с докладами по теме: «Образ птицы в жизни русского человека ».
IV. Практическая работа.
(20 мин.)1. Объясняет приемы (Вводный инструктаж )
1. Выполняют групповую работу
V.Рефлексия (0,5 мин)
1. «Подрастают мастерицы»
VI. Подведение итогов занятия.(1мин)
1.Уборка рабочего места. Прощание.
Ход занятия.
I Организационный момент. (звучат народные наигрыши)
Здравствуйте, гости дорогие, гости званые и желанные! Рада видеть вас в своей горнице.
Вот волшебный сундучок,
В нем серебряный клубок.
По дорожке Счастья
Побежим и ты, и я.
Пусть клубок, словно в сказке, катиться, а мы ему поможем.
Каждый, кто держит клубок в руках, скажет, что такое счастье и передаст клубок соседу.
Все: Ниточка, тянись, тянись, Счастьем каждый поделись!
(Дети встают в круг, педагог, крепко зажав в руке конец нити, проводит дидактическую игру «Что такое счастье?», передавая клубок по кругу. счастье – это когда все здоровы, когда нет беды, благополучие).
Хорошему гостю – красный угол.
( рассаживаются)
II. Сообщение темы и целей занятия.
« С любовью к природе »
Русский народ издавна стремился быть счастливым, поэтому как с лучшим другом, сжился с природой матушкой, поклонялся, боготворил ее, понимал, что от нее зависит их жизнь, относился бережно к каждому цветочку, дереву , зверью , птицам.. Славянин часто представлял себя вольной птицей и мечтал улететь за синее море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. А кто из нас не мечтал летать? Во сне мы с вами точно в детстве летали.
Актуализация знаний. .
С древних времён светлые образы поднебесных существ часто наделялись сказочностью и появлялись на посуде, прялках, вышивке, в народном костюме : широкие рукава - крылья, головные уборы – кокошники-хохолки, поясные и нагрудные украшения – оперение.
«Народная мудрость» А каких птиц мы с вами чаще всего встречаем в обычной жизни, но есть птицы, которых редко можно увидеть, их осталось очень мало- они занесены в Красную книгу Оренбургской области и могут исчезнуть с лица Земли в самые ближайшие годы ,поэтому требуют специальных мер охраны и восстановления. Это (авдотка, кречетка, журавль-красавка. Печально, когда исчезают прекрасные виды птиц, но в наших силах, чтобы Красная книга не пополнялась! Ведь недаром мудрый народ наделял птиц сказочными свойствами , сколько песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. А, каких сказочных птиц вы знаете? (Жар-птицу, Финиста Ясного Сокола, Царевну-Лебедь.) Русский человек постоянно обращался к птицам или сравнивал себя с ними:
«Эх, крылья бы мне! Птицей взвился бы да полетел»,
В мудрых пословицах примечал:
1. Красна птица перьем, а человек – ученьем.