+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Образ птицы в народном творчестве

Автор: Ливенцева Маргарита Викторовна

Министерство образования Оренбургской области

Государственное  автономное  учреждение

дополнительного образования  «ООДЮМЦ»

 

 

 

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ

открытого занятия

 

Тема занятия:

«Образ птицы в народном творчестве»

(городецкая роспись)

 

Творческое объединение «Вернисаж»

                                                                      Возраст детей: 9- 11 лет.

 

Педагог дополнительного образования

Ливенцева Маргарита Викторовна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург -2018г.

 

 

 

 

Творческое объединение «Экодекор»

Руководитель: Ливенцева Маргарита Викторовна.

Возраст детей: 9 - 11 лет

Тема занятия:

    «Образ птицы в народном творчестве»

Цель: развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством овладения навыками художественной росписи по дереву.  

 ЗАДАЧИ.

Обучающие:

·                                        Познакомить с историей развития народного промысла «Городецкая роспись»;

·                                        Дать знания по основным элементам и мотивам Городецкой росписи;

·                                        Формировать умения и навыки кистевого письма.

 Развивающие:

·                                        Развитие эстетического и художественного вкуса;

·                                        Развитие интереса к художественным промыслам России;

Воспитывающие:

·                                        Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края, умения ценить богатство родной природы;

Методы обучения:

словесный;

наглядно-демонстративный;

практический;

объяснительно-иллюстративный.                                     

Форма организации:  групповая.

Межпредметные связи:  Этнография, история, фольклор, биология, экология ,ИЗО.

Основные понятия:  

Гирлянда -вытянутый  вид  букета.

Розан – центральный  цветок шиповника в форме круга, окружен скобками. 

Купавка   — мелкие бутончики и листья.

 Подмалевка -круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. 

Оживка - тонкая разделка орнаментальных форм белилами.

Оборудование:

1.     Для учащихся:

·                                        деревянные доски;

·                                        кисти №2;№4;

·                                        стаканчики для воды ;

·                                        салфетки ;

·                                        акварельные краски;

·                                        лак для покрытия готового изделия;

2.     Для педагога:

·                                        компьютер;

·                                        презентация;

·                                        готовые  изделия для демострации;

·                                        предметы народных промыслов России;

Список литературных источников:

1.                                     Андреева И. Городецкие чудеса. М.: Малыш, 2007.

2.                                     Ершова АП., Захарова А.Е. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий. М.: Просвещение, 2001.

3.                                     Жигалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 2004.

4.                                      Махмутова Х.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.

                                                         Ход занятия

Этапы :

I.Организационный момент. (0,5 мин.)

дидактическая игра «Что такое счастье?»

II.Сообщение темы и целей урока. (3 мин)

Актуализация знаний

Народная мудрость

 III. Изучение нового материала. (5 мин.)

1.Выступают с докладами по теме: «Образ птицы в жизни русского человека ».

IV. Практическая работа.

(20 мин.)1. Объясняет приемы   (Вводный инструктаж )

1.                                     Выполняют групповую работу

V.Рефлексия (0,5 мин)

1. «Подрастают мастерицы»

VI. Подведение итогов занятия.(1мин)

1.Уборка  рабочего места. Прощание.

Ход занятия.

I  Организационный момент.  (звучат народные наигрыши)

Здравствуйте, гости дорогие, гости званые и желанные! Рада видеть вас в своей горнице.

Вот волшебный сундучок,

В нем серебряный клубок.

По дорожке Счастья

Побежим и ты, и я.

Пусть клубок, словно в сказке, катиться, а мы ему поможем.

Каждый, кто держит клубок в руках, скажет, что такое счастье  и  передаст клубок соседу.

 Все: Ниточка, тянись, тянись,  Счастьем каждый поделись!

(Дети встают в круг, педагог, крепко зажав в руке конец нити, проводит дидактическую игру «Что такое счастье?», передавая клубок по кругу.   счастье – это когда все здоровы, когда нет беды,   благополучие).

 Хорошему гостю – красный угол.

( рассаживаются)

II.                                           Сообщение темы и целей занятия.

« С любовью к природе » 

 Русский народ издавна стремился быть счастливым,  поэтому как с лучшим другом, сжился с природой матушкой,  поклонялся,   боготворил ее, понимал, что от нее зависит их жизнь,   относился  бережно к   каждому цветочку, дереву , зверью ,  птицам.. Славянин часто представлял себя вольной птицей и мечтал улететь за синее море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. А кто из нас не мечтал летать? Во сне мы с вами точно в детстве летали.

Актуализация знаний.  .

С древних времён светлые образы поднебесных существ часто наделялись сказочностью и  появлялись на посуде, прялках, вышивке, в народном костюме  : широкие рукава - крылья, головные уборы – кокошники-хохолки, поясные и нагрудные украшения – оперение.

«Народная  мудрость»                                                                                                                  А каких птиц мы с вами чаще всего встречаем в обычной жизни, но есть птицы, которых редко можно увидеть, их осталось очень мало- они занесены в Красную книгу Оренбургской области и  могут  исчезнуть с  лица  Земли  в  самые  ближайшие  годы ,поэтому   требуют  специальных  мер  охраны и восстановления. Это  (авдотка, кречетка, журавль-красавка.  Печально,  когда  исчезают  прекрасные виды птиц, но   в наших силах, чтобы Красная книга не пополнялась!  Ведь недаром мудрый народ  наделял птиц сказочными свойствами , сколько песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах.  А, каких сказочных птиц вы знаете?  (Жар-птицу, Финиста Ясного Сокола, Царевну-Лебедь.)  Русский человек постоянно обращался к птицам или сравнивал себя с ними:

«Эх, крылья бы мне! Птицей взвился бы да полетел»,

  В мудрых пословицах примечал:

1.                                      Красна птица перьем, а человек – ученьем.

Скачать публикацию