Классификация нарушений письма
Автор: Абдуллина Айгуль Ханифовна
Классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку.
Педагогическая симптоматика трудностей, специфические ошибки на письме. |
Объективные причины стойких нарушений. |
Общие рекомендации их профилактики и коррекции. |
Смешение, замена согласных букв, близкие по акустическим и артикуляционным признакам (зуки - жуки). Смешение букв по звонкости и глухости (панка- банка, бабушка - папушка). |
Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостатки в развитии процессов произвольного внимания, несформированность звуко – буквенных ассоциаций, недостатки в произношении. Трудности в различии фонем родного языка, несформированность фонетического слуха. |
- осуществлять тонкую дифферинциацию сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции; - запоминание формы буквы и соотношение с её частями и пропорциями; - игра: «Мягкие буквы»; - устранить недостатки звукопроизношения. |
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (трава- трава, сидит - сдт). |
Несформированность фонематического восприятия. Недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, индивидуально – психологические особенности. |
- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш); - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове); - определять количество гл. и согл. Звуков в слове; - последовательно выделять звуки в слове; - придумать слова на определенный звук «с». |
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова. |
Несформированность фонетико – фонематического анализа, недостаточность развития анализа пространственных отношений. |
- осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции; - игра «Мягкие буквы»; - устранить недостатки звукопроизношения; - учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий – низкий дом) |
Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных. |
Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостаточность звукового анализа. |
- осуществлять тонкую дифферинцировку сходных звуков (мак, рука); - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове); - определять количество гласных согласных звуков в слове; - последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка); - игра «Цепочки слов»; |
Добавление гласных букв (трава- тарава, кувшин - кувашин). |
Несформированность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. Несформированность фонематического восприятия. |
- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш); - - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове); - определять количество гласных согласных звуков в слове; - последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка); - придумать слова на определенный звук «с». |
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в,н-п,м-л,ш-т), по пространственному сходству (муха- миха, летят быстро санки – лепят быстро санки). Недописывание отдельных элементов букв или приписывание лишних. |
Недостаточность зрительного анализа. Несформированность анализа пространственных отношений пространственного восприятия. |
- зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость); - отработка понятий левый – правый; - «Мягкие буквы»; - запоминание формы и соотношение её частей и пропорций; |
Перестановка букв и слогов внутри слова (взял – звял, иногда - игонда). |
Недостаточность зрительного анализа, недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. |
- «Мягкие буквы»; - зрительный диктант на вербальном материале; - смотри рекомендации выше. |
Сложности при переводе звука в букву и наоборот. |
Несформированность звуко – буквенного анализа, не выработаны прочные связи между звуковой и графической формами букв, не усвоены понятия звук и слово. Дислексия. Несформированность слухового восприятия. |
Рекомендации выше. |
Смешение печатных и письменных букв. |
Недостаточность развития процессов зрительного анализа, недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв. |
Смотри рекомендации выше. |
Тремор при письме. |
Трудности в произвольном управлении микромоторикой, неумение дифференцировать мышечные усилия, недостатки в сформированности зрительно – двигательных координаций. |
- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений; - работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок. |
Затруднение в употребление заглавной буквы. Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений. |
Недостаточное развитие вербального анализа, недостаточная гибкость мыслительной операции – анализа. |
- выделение слов в предложения и «склеенных» предложений (Былазимаморозщипал). |
Неумение применять правило в конкретной ситуации на письме (жи - ши). |
Несформированность слухового восприятия |
-отдифференцировать условия, при которых пишется и или е. |
Не слышат ударную безударную гласную, трудности в подборе проверочных слов (протянул - тянули). |
Конкретность мышления, т.е. недостаточность мыслительных операций – обобщения. Бедность словарного запаса. |
Смотри рекомендации выше |
Затруднение при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня, путают с близкими по звучанию словами (весло – весело, шиповник - шипучка). |
Отставание в развитии лексико – грамматической стороны речи. Бедность и не точность лексического запаса, ограниченность словаря обиходно – бытовыми рамками. Конкретность мышления. |
- выделение существенных признаков; - игра «Четвертый лишний»; - называть слова близкие по существу. |
Трудности в структурном построении предложения (Мальчик выливает из кувшин молока). Неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложение согласованием, управлением. Неумение изменить слова, образовывать новые слова (стулья – стулы, ухо - ухи). Трудности в преобразовании прилагательных от существительных. Ошибки при опоре на образец (кожаный – кожный, сливовый - сливочный). |
|
- уточнение и расширение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи); - активизация различных способов словообразования; - уточнение значений различных синтаксических конструкций; - совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. |
Наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая - голобокая). Произвольное деление слов (вскочил на ветку – вско чилна ветку). Раздельное написание приставок (прилетели – при летели, взяла – в зела). |
Несформированность фонематического восприятия, вербального анализа, недостатки в развитии зрительного анализа и синтеза, недостаточное развитие пространственных отношений. |
- выделение отдельных слов из «склеенных», из предложений (шаркорзинаботинки..); - зрительный диктант; - смотри рекомендации выше. |
Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде. |
Недостаточность зрительного анализа, недостаточное развитие анализа пространственных отношений. |
- «Мягкие буквы»; - «Зрительные диктанты»; - конструирование букв из её элементов; - смотри рекомендации. |
|