+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Автоматизация звука [р]

Автор: Абдуллина Айгуль Ханифовна

Цели:

  • Автоматизировать звук [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
  • Систематизировать представления ребёнка о признаках осени.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, мелкую моторику, фонематический слух.
  • Закреплять умение изменять существительные по падежам, образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать сущ. во множественном числе, подбирать притяжательные местоимения, согласовывать числительные и  существительные, делить слова на слоги, образовывать притяжательные прилагательные, отвечать на вопрос полным ответом, отвечать на вопросы полным ответом, образовывать однокоренные слова.

Оборудование: игральный кубик,  копилка, жетоны, планшет с резиночками, игра «Варежки», «астероиды» - картинки, открытка с заданием, Черепаха, грамматические кубики, картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [р], конструктор «Магнетикс», картинки с изображением мальчика и девочки.

 

Организационный момент.

- Здравствуй, Саша!

- Здравствуйте.

- Скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?

- Сейчас осень.

- Ой, посмотри , кто-то наступил в лужу и оставил следы. Ты должен, наступая на каждый след, назвать признаки осени. Но помни, что каждое твоё предложение должно начинаться со слова «Осенью».

Ребёнок наступает на каждый след и называет признак осени.

- Осенью день становится короче, а ночь длиннее.

- Осенью часто идут дожди.

- Осенью птицы улетают в тёплые края и т.д.

Основная часть.

 Игра «Кости».

- Давай попробуем произнести звук, который ты научился произносить. Логопед показывает ребёнку символ этого звука.

- Р     (длительное произношение).

-  Молодец! А теперь соединим его с гласными звуками.

 Логопед показывает символы гласных звуков.

- Ра, ро, ру, ры.

- Бросай кубик. Сколько точек выпадет на грани кубика, столько раз ты должен произнести данный слог (логопед соединяет символы звука[ р] и звука [а]).

- Ра, ра, ра.

- Бросай кубик ещё раз (логопед соединяет символы звуков [с] и [о]).

Затем ребёнок произносит слоги[ ру] и [ры], также бросая кубик.

Игра «Копилка» .

- Перед тобой стоит копилка и жетоны. Слушай внимательно слова и повторяй их. Если ты произнесёшь слово правильно, бери жетон и бросай его в копилку. Чем больше слов ты правильно произнесёшь, тем больше жетонов ты получишь.

Логопед проговаривает слова, ребёнок слушает слова и повторяет. Через 2-3 слова логопед просит поменять руку и бросать жетоны не правой, а левой рукой. Через несколько слов всё повторяется.

- Молодец, ты постарался и набрал много жетонов.

Игра «Четвёртый лишний».

- Смотри, тебе пришло письмо от Лопушка с просьбой о помощи. Надо помочь старой Черепахе. Ты согласен?

- Да.

- Тогда смотри. Перед тобой лежит 4 варежки. На каждой из них нарисована картинка. Назови картинки.

- Ракета, рак, Рома, рысь.

- Посмотри на них внимательно,  подумай и скажи какая картинка лишняя и почему?

Ракета – лишняя, потому что она неживая, а все остальные предметы живые.

- Молодец, это верно.

- А теперь посмотри внимательно ещё раз и скажи, может есть другой ответ.

- Рысь – лишняя, потому что варежка, на котором она нарисована на левую руку, а все остальные на правую.

- Правильно.

Игра «Волшебные резиночки».

- Но это ещё не все. Посмотри, что здесь нарисовано?

- Это ракета.

- Вот тебе дощечка с кнопочками и резиночки. Сделай такую же ракету.

Логопед даёт ребёнку планшет и резиночки.

- Что ты сделал?

- Я сделал ракету.

-Надо нам немножко отдохнуть. Вот и коврик я вижу.

Игра «Камни на пути».

- Но к коврику нам никак не подойти. Нам можно только к нему подлететь на ракете. Но перед нами много разных камней. космосе. Подлетать можно только к темкамням,в названии которых есть звук[ р]. Ты наступаешь на картинку и называешь её.

Перед ребёнком лежат «камни» - зашумлённые картинки, на которых изображены различные предметы, в названии которых есть или нет звук[р].

- Рыба, роза, рысь, ракушка, ручка.

- Молодец, ты прошёл  и совсем немного замочил ноги.

Физ.минутка – движения выполняются под музыку, при этом ребёнок стоит на специальном коврике, наполненном горохом.

- Снимай обувь, вставай на коврик и слушай музыку.

Ребёнок выполняет движения под музыку.

Упражнение «Открытка».

- Пока мы отдыхали, Лопушок прислал нам открытку  с новым заданием.

- Посмотри, кто нарисован на открытке.

-Это девочка, которую зовут Рая.

-Давай откроем открытку. Здесь нарисовано много всяких картинок (внутри открытки нарисованы/ наклеены картинки). Я буду задавать тебе вопросы, а ты будешь отвечать на них полным ответом.

- Хорошо.

- Что нюхает Рая?

- Рая нюхает ромашки.

- Кого видит Рая?

- Рая видит рака.

- Чему радуется Рая?

- Рая радуется радуге.

- Чего ещё нет у Раи?

- У Раи нет ракетки.

- Чем пишет письмо Рая?

- Рая пишет письмо ручкой.

- О чём мечтает Рая?

- Рая мечтает о ранце.

- Саша, ты очень хорошо справился с этим заданием. Пойдём, поиграем.

Игра «Морской бой».

Ребёнок садится за парту, которая стоит напротив парты логопеда.

- Перед нами лежат картинки. Это твоё поле, а это моё. Назови картинки, которые лежат на моём поле.

- Рак, радуга, ручей, рубашка, рысь, рынок, роза, ромашка, ручка, расчёска, ракета, радио.

- Я назову картинки, которые лежат на твоём поле: диван, кот, книга, дыня, медведь, паук, тыква, индюк, бантик, юбка, рыба, волк. По очереди каждый из нас спрячет три корабля под разными картинками на своём поле Затем мы будем по очереди поднимать картинки и искать корабли. Выиграет тот, кто первым соберёт все корабли.

Сначала логопед закрывает глаза, а ребёнок прячет свои картинки-кораблики. Затем наоборот.

- Убери сову (ребёнок поднимает картинку, на которой нарисована сова).

Если под картинкой нет  «корабля», игра продолжается. Если под картинкой спрятан «кораблик», то игрок, который его нашёл забирает себе. Так игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не соберёт все три корабля противника.

Игра «Грамматический кубик».

Ребёнок пересаживается за парту логопеда. Логопед даёт ребёнку кубики, на гранях которого нарисованы различные схемы заданий («Назови ласково», «Жадина», «Один-много» и т.д.).

- Я выбираю тебе картинку, ты кидаешь кубик и выполняешь то задание, которое нарисовано на грани кубика.

- Ромашка (ребёнок кидает кубик). Назови множественное число.

- Ромашки.

- Ручей (ребёнок кидает кубик). Придумай предложение.

- Я видела быстрый ручеёк.

- Рубашка (ребёнок кидает кубик). Раздели это слово на слоги.

- - Ру-баш-ка.Три слога.

Так проделывается со всеми картинками из игры «Морской бой».

Заключительная часть.

Игра «Магнетикс».

На отдельном столе лежат картинки мальчика Ромы и девочки Раи. Вокруг них лежат картинки, в названиях которых присутствует  или отсутствует звук[ р]. Сверху на эти картинки положены детали конструктора «Магнетикс».

- Саша, это твоё последнее задание. Посмотри и скажи, как зовут девочку и мальчика.

- Девочку зовут Рая, а мальчика – Рома.

- Найди среди этих картинок те, в названиях которых есть звук[ р]. Называешь картинку, выделяешь звук и берёшь деталь конструктора.

- Ранец, ракетка, рубашка, роза.

- Молодец! А теперь определи, кому принадлежат эти вещи: Роме или Рае. Но сказать об этом ты должен правильно. Чья роза?

- Это Раина роза.

- Чья рубашка?

- Это Ромина рубашка.

- Отлично. Ты всё сказал правильно. Собери теперь из тех деталей, что ты держишь в руке любой предмет.

- Что у тебя получилось?

- У меня получилось кресло.

- А мне больше напоминает корону. Давай подойдём к зеркалу и посмотрим.

- Ты сегодня сделал всё правильно, поэтому ты король.

Заключительная часть.

Игра «Семейка слов» с мячом.

- Чтобы выйти из моего кабинета нужно выполнить последнее задание. Я называю слово, а ты должен найти его родственника. Наше слово «рыба».

- Назови ласково?

- Рыбка (ребёнок делает один шаг к выходу)

- Как называется огромная рыба?

- Рыбина.

- Мелкая рыбка?

- Рыбёшка.

- Суп из рыбы?

- Рыбный.

- Молодец! Наше занятие закончено. До свидания, Саша.

- До свидания.