+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Особенности изучения английского языка при реализации инклюзивного образования

Автор: Злобина Оксана Витальевна

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Злобина О.В.,

БПОУ ОО «Орловский техникум сферы услуг»

 

Учитель, будь солнцем,

излучающим человеческое тепло,

будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,

и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников,

но и в их душах и сердцах.

(Ш. Амонашвили)

 

В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ» все граждане России имеют равные права доступа в образовательные учреждения среднего образования. Основным и наиболее актуальным направлением реформы системы образования в России является так называемое «инклюзивное образование», выступающее в качестве единственного международно-признанного инструмента реализации права каждого человека на образование. Исходя из этих положений, можно утверждать, что большинство обучающихся с ОВЗ могут учиться совместно с нормативным контингентом студентов техникума в условиях инклюзии.

Следует отметить необходимость создания специальных адаптированных программ для этой категории студентов. Условиями таких программ должно быть предусмотрено больше времени на выполнение учебных заданий, тем самым будет осуществляться основная задача инклюзивного образования – социализация обучающихся с ОВЗ.

При реализации инклюзивного образования на уроках английского языка я стараюсь:

- формировать лексические умения и навыки, обеспечивающие запоминание новых слов и выражений;

- использовать информационно-коммуникативные технологии; здоровье сберегающие технологии, аудиофайлы и видеофрагменты, интерактивные элементарные задания на CD;

- формировать ситуации успеха, которые дают возможность студенту с ОВЗ почувствовать радость от небольшого, но отлично выполненного задания.

При формировании навыков диалогической речи в ситуациях повседневного общения студент с особыми образовательными потребностями учится вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения. Ролевые и деловые игры помогают ему легче и быстрее запомнить изучаемый материал, что позволяет расширить кругозор, помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке.

Главная задача в процессе реализации инклюзивного образования на уроках английского языка – пристальное внимание к каждому такому обучающемуся как к субъекту образования. Такое внимание позволит преподавателю выявить и поддержать наиболее одаренных, талантливых студентов, создать условия для развития и реализации их потенциальных возможностей. 

Планировать свою работу необходимо с учетом черт, характеризующих одаренного студента: хорошая память, высокий уровень интеллекта, развитая речь, большой словарный запас. Хотелось заметить, что для таких студентов  традиционные формы уроков не очень интересны. На таких уроках главным носителем информации для студента выступает преподаватель, он требует концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый обучающийся с ОВЗ способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера таких студентов, тип восприятия информации становятся причиной не успеха в овладении иностранным языком. Привлекая таких студентов к изучению английского языка, вовлекая их в творческую деятельность, я формирую и развиваю у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их решения, планировать и анализировать свою деятельность.

Таким образом, эффективной работой по развитию способностей и талантов у студентов с ОВЗ является реализация нетрадиционных форм и методов в изучении английского языка. Инновационные  образовательные технологии игровой, проектной и исследовательской деятельности, которые я использую на своих уроках,  создают положительную мотивацию для овладения английским языком.

Использование информационных технологий в сочетании с методом проекта позволяет студентам с ОВЗ практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить интерес к изучению английского языка.

В рамках проекта студент получает уникальную возможность попрактиковаться в применении иностранного языка в контексте темы, актуальной лично для него. Следует отметить, что проект подразумевает высокий процент самостоятельной деятельности и помогает студентам с ОВЗ получить и развить необходимые навыки работы с научными и научно-популярными текстами, интернет источниками при оформлении теоретической части, что в дальнейшем может послужить базой для написания курсовых и дипломных работ.

Такая работа на уроке существенно повышает эффективность преподавания иностранного языка и помогает нашим студентам с ОВЗ участвовать в конкурсах и чемпионатах, таких как Абилимпикс, изготавливать рекламные буклеты, писать научно-исследовательские работы, творческие проекты, создавать презентации, разрабатывать словари профессиональных терминов, составлять интеллект-карты и др.

Самое важное для преподавателя – привить студенту с ОВЗ желание к серьезной работе. Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество преподавателя и обучающегося.

Разнообразие упражнений и игр, применение ИКТ, аудиофайлов и видеофрагментов с игровыми программами на уроке английского языка помогает нашим студентам с ОВЗ легче и быстрее запомнить изучаемый материал, расширить лингвистический кругозор. Всё это благоприятно влияет на процесс обучения таких студентов, и у них возникает ощущения того, что их усилия не напрасны.

Организация инклюзивного обучения на уроках английского языка  только начинается. На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с широким внедрением инклюзии не только в процесс обучения иностранным языкам, но и в образовательный процесс в целом. Одним из существенных минусов для профессиональных учебных заведений является неэффективность программ по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.

Тем не менее, инклюзивное образование предоставляет нашим студентам возможность освоить элементарный уровень владения английским языком, что в свою очередь даст шанс социализироваться в современном обществе, снизить количество социально неадаптированных подростков.

Знание иностранного языка даже на элементарном уровне поможет  социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении с людьми, в дальнейшем это сможет послужить базой для иноязычной профессиональной деятельности. Будущий специалист сможет поделиться умениями и навыками со специалистами рабочих профессий других стран, а также достигнуть победных результатов в своей карьере.

 

Список литературы

 

1. Брызгалова, С.О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С.О. Брызгалова, Г.Г. Зак // Специальное образование. – 2010. – № 3. – С. 14 – 20.

2. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В. Душеина // ИЯШ. – 2003. – № 5.

3. Коломиец, В.А. Ресурсы всемирной сети как составная часть непрерывного образования учителей иностранного языка / В.А. Коломиец // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3. – С. 86 – 90.

4. Конституция Российской Федерации

5. Права человека и модернизация российского образования: специальный доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина.

6. Среднее профессиональное образование: ежемесячный теоретический и научно методический журнал. – 2018.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».