Повышение качества предметных знаний через формирование ключевых компетенций обучающихся
Автор: Куликова Лариса Николаевна
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе, формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся. Большая роль при этом отводится математике.
Перед учителем математики остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний, соответствующую современным Российским и международным требованиям. К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике технологии трансформирования знаний, умений и навыков проблемного, программированного, разноуровневого, адаптивного, модульного обучения и др. Но, как показывает анализ методических публикаций, дидактических пособий, изучение опыта работы учителей, на сегодняшний день нет известных широкому кругу, моделей формирования ключевых компетенций школьников в образовательном процессе на уровне уроков математики, что определяет целесообразность проведения работы в этом направлении. Ведущая педагогическая идея заключается в том, что использование компетентностного подхода при рациональной организации образовательного процесса дает возможность сформировать у школьника готовность и способность использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Проблема данных условий решается посредством учебной и внеучебной деятельности. Важнейшим условием формирования ключевых компетенций школьника в образовательном процессе являлся глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях. Способы формирования ключевых компетенций создаются на каждом уроке. Большую роль играют приемы деятельности учителя, обеспечивающие мотивацию учеников на формирование данных компетенций.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.
1.Ценностно-смысловая - готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Формирование ценностно-смысловой компетенции – это:
- стремление учителя к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни;
- обучение обучающихся самостоятельно формулировать по определенной теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», совместное оценивание самого интересного вопроса, причем, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, обучающимся предлагается дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме;
-предоставление возможности ученикам самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставится задача -определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных свойств они опираются. В итоге обучающиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.
2. Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.
Формирование общекультурной компетенции.
Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого-барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации. Например, при решении текстовых физических задач дети испытывают трудности по нескольким причинам: «зашумленность» физической ситуации - сложно построить математическую модель процесса, присутствие непривычных символов; непонимание условия задачи, ее особенностей, стратегии ее решения, неспособность применить математический аппарат в новых обозначениях. Применяются следующие пути решения этой проблемы:
- организуется групповая или самостоятельная работа с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, с геометрического - на язык векторов, а также переводить модель, заданную одним способом, в иную модель;
- используются устные математические диктанты, включающие задания на грамотное произношение и употребление имен числительных, математических терминов и др.
3. Учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.
Формирование учебно-познавательной компетенции осуществляется через:
- решение нестандартных, занимательных, исторических задач, а также проблемное изложение новой темы, проведение мини-исследований на основе изучения материала;
-создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей обучающихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
4. Информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Формирование информационной компетенции.
При формировании данного вида компетенций учитель использует тестовые конструкции с информационно - познавательной направленностью:
- тестовые конструкции, составленные обучающимися;
- тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.
5.Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.
Формирование коммуникативной компетенции осуществляется через:
- решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;
- устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;
- использование на уроках математических софизмов, например: возьмем верное равенство 40+10- 50 = 48+12-60, вынесем в каждой части общий множитель за скобки 5(8+2-10)=6(8+2-10), разделим обе части на общий множитель, получаем 5 = 6. Задание: объясните, в чем ошибка.
6. Социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
Формирование социально-трудовой компетенции.
Считается, что наилучшему развитию данной компетенции способствуют
контрольные работы различного рода, например, с использованием электронных тестовых конструкций.
7. Личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Формирование компетенций личностного самосовершенствования - это:
- изучение новых терминов обучающиеся, пользуясь толковым словарем, когда обучающиеся дают различные определения математического понятия, например: в математике модуль-это..., в строительстве модуль - это..., в космонавтике модуль - это... и т.д.;
- подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet;
- использование задач текстового содержания, поэтому при подготовке к уроку учитель использует задачи из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.;
-использование задач прикладного характера, вследствие чего у обучающихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливается жизненный опыт. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности. Например, при изучении темы «Проценты» в 5 классе можно предложить задачу: 1 литр бензина в 2006 г. стоил 15 рублей, в 2010 г. - 22 рубля. На сколько процентов подорожал бензин (ответ округлите до целых);
- работа в группах ( рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе);
- сдача различных устных зачетов.
Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, необходимо подготовить обучающегося к адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем, т.е. помочь школьнику быть компетентным в решении любых трудных ситуаций.
Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью.
Компетентность проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались.
В стандартах среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) сформулированы следующие требования к уровню подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности: "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
- решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства".
Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем "объективного знания", которое он пытается передать обучающемуся. Его главной задачей становится мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, "развивающую среду", в которой становится возможным выработка каждым обучающимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей, определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.
Таким образом, формирование ключевых компетенций обучающихся влияет на повышение качества предметных знаний, что является приоритетным направлением перехода к новым общеобразовательным стандартам.
Литература:
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя // Просвещение 2010.
Воронщиков С. Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного коструирования.//Завуч. Управление современной школой. - № 6 – 2007.
Иванов Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании.// Завуч. Управление современной школой. - № 1 – 2008.
Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников.//Образование в современной школе. - № 6 – 2002.