+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Доклад "Традиционные и нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ на логопедических занятиях

Автор: Осипова Надежда Владимировна

Доклад "Традиционные и нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ на логопедических занятиях".

           слайд№2 Движения пальцев рук и кистей ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

           Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

          слайд№3 Вообще, что такое мелкая моторика? - это точные хорошо скоординированные движения пальцами.  И.П.Павлов говорил:-"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".

слайд№4  В МКОУ Чумаковской школе-интернате  я работаю 18 лет. Начинала работать  учителем письма и чтения, успела поработать воспитателем, а после окончания НГПУ   работаю учителем - логопедом.  При  обследовании вновь прибывших детей,  наблюдается тенденция увеличения количества детей с сочетанными дефектам. слайд№5  У значительной части детей наблюдается слабость развития зрительно-двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие тонкой моторики, графического навыка. слайд№6   Изучение  уровня  развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в нашей школе, показывает, что у многих из них движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. слайд№7   Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Как следствие этого большие сложности вызывает освоение предметных действий, что приводит  к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. 

Своевременная выработка у детей тонкой моторики, точной координации, формирование у них синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма. Учитывая актуальность данной проблемы я ставлю перед собой цель: (слайд№8 )выявление нарушений и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Для достижения поставленной цели формулирую следующие задачи: слайд№9

·                   Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.

·                   В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:

-произвольного внимания;  

-зрительного и слухового восприятия;

-памяти, речи детей.

·                   Формировать, закреплять и совершенствовать пространственные представления, а именно:

-ориентацию на листе;

-ориентацию в пространстве, на примере собственного тела ( что немаловажно для детей с ОВЗ).

·                   Закреплять,  навыки учебной деятельности, а именно :

- умение действовать по словесным инструкциям;

- контролировать  собственные  действия.

·                   На  основе  изученных  литературных  источников и  практического  опыта  сформировать  рекомендации  по  эффективному  использованию  упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Мой небольшой опыт работы продолжает и развивает идеи, заложенные авторами многих методик (В своей работе использую опыт Иншакова О.Б. («Развитие и коррекция графо–моторных навыков у детей 5–7 лет»),изучила программу  Е.А.Стребелевой, Е.А. Екжановой («Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»), методику А.Л.Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников», пособие по развитию мелкой моторики у детей Г.Г.Галкиной и Т.И.Дубининой, В.Солнцевой и Т.Беловой «200 упражнений для  развития общей и мелкой моторики» и др. авторов.): слайд№10 увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, снижение физической усталости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. слайд№11 Из этих разработок и методик,  мною заимствованы принципы взаимодействия: развивать у ребёнка интерес, желание действовать, дать возможность самому манипулировать. Все авторы подтверждают факт, что тренировка мелких движений рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи.            

слайд№12  Для достижения поставленной цели и реализации поставленных задач, мною и администрацией школы созданы все необходимые условия работы. слайд№13   Кабинет логопедии  подготовлен в соответствии с требованиями по  обеспечению стандартов образования, приведен к готовности  в соответствии требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса. слайд№14   Кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, мебелью, дидактическими и методическими пособиями, наглядными пособиями, играми и соответствующим материалом по развитию мелкой моторики. слайд№15 Так же мною разработаны и изготовлены различные развивающие игры, оборудована зона "Игры с песком".

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. слайд№16   Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Все виды этой деятельности я стараюсь  использую в свой работе с детьми.

      

слайд№17 Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому мною систематизированы и составлены игровые комплексы, включающие следующие виды деятельности:

1.Массаж кистей рук с использованием стихотворных текстов.              2.Пальчиковые гимнастики.

3.Работа с различными материалами (семенами, бусинками, крупами,  пуговицами,      бумагой, шнуровками и т.д.)

4. Комплекс игр на координацию движений.

   Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных и  индивидуальных логопедических занятиях, на которых используются традиционные и нетрадиционные формы и методы работы.

 слайд№18  К традиционным можно отнести:

  самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

  игры с пальчиками с речевым сопровождением;

  графические упражнения: обводка по контуру картинок, штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

  предметная деятельность- это работа с бумагой,  пластилином;

  застегивание пуговиц, крючков, молний, кнопок, замочков;

  игры: мозаика, конструкторы, шнуровки...;

слайд№19 К нетрадиционным:

—я отношу  самомассаж, который  оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук , когда с помощью различного материала : грецких орехов, карандашей, еловых шишек, воздушных шаров или плотных матерчатых мешочков наполненных различным материалом ( крупами, семенами, солью, мукой, песком, мелкими камушками) осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней. Научить детей самомассажу рук несложно.

слайд№20 Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру.

  игры с пальчиками, с использованием разнообразного бросового, природного, хозяйственно-бытового материала (  различные крупы, семена, крышечки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, использованные корпусы от фламастеров, спички , палочки от мороженого, прищепки  и многое другое) . Сюда можно отнести игры "Золушка"- (перебирание круп, семян  по определенной инструкции, слайд№21   выкладывание букв, слов из круп и семян)

"Волшебный мешочек" ( который наполнен различными предметами,    разной формы и структуры, дети на ощупь отгадывают найденный предмет) - слайд№22   этот вид работы используют многие педагоги в своей работе, дети его очень любят;

__ слайд№23   выполнение фигур из палочек и пальцев рук сопровождая повторением стихов ( Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет );

__ слайд№24   заучивание стихов руками с использованием массажных мячиков (я круги кругом катаю...);

___ методику Су-Джок,  особое место в этой методике отводится большому пальцу, массажу ладоней рук, подушечек пальцев  (Клювом меряться пришли Аисты и журавли",Дети любят всех зверей - птиц и ящериц и змей..."):

___ рисование веревочкой;

___ выполнение  фигур с помощью пальцев или другими словами - пальцевая йога.  Это выполнение статических упражнений : кольцо, коза, заяц, вилка . А также упражнения типа  «Пальчики здороваются», «Очки», «Человечек  шагает», сюда же можно отнести упражнения для развития силы тонуса “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”. Упражнения, направленные на координацию движения:“Кулак – ребро – ладонь”;

слайд№25   рисуем пальчиками ( не только на листе бумаги , но и на доске мокрым пальцем ;

слайд№26__ так же можно отнести к нетрадиционным методам работы - пескотерапию, глинотерапию или,  как ещё их  называют МЕДИОИГРОТРЕНИНГАМИ - это  оказание избирательного воздействия на отдельные группы мышц, нормализация тонуса мышц и стимуляция активных движений, улучшение регуляции вегетативных функций.

слайд№27___ Особое внимание я бы хотела остановить на работе с  пуговицами. В современном мире, богатом техническими новинками, мы перестали обращать внимание на простые вещи, которые могут быть многофункциональными. Например, обычная пуговица. А ведь этот бросовый материал  можно широко использовать , как в декоративных целях, так  и в образовательных целях  для изготовление развивающих пособий для детей.

слайд№28  Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширять сферу социального ориентирования детей. Работу с пуговицами можно назвать "Пуговичной терапией "– это  комплекс развивающих, коррекционных игр и упражнений с использованием пуговиц. слайд№29   Перебирание, передвигание и просто рассматривание пуговиц, доставляет детям большое удовольствие. слайд№30 Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, усидчивость, добиваясь точного выполнения. Пуговичная терапия проста в применении. Коррекционные и дидактические упражнения с пуговицами могут проводиться,  как с подгруппой детей, так и индивидуально. слайд№31 Важное условие – играть вместе со взрослым (в целях безопасности). Пуговицы экологичны , не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться или уколоться, их легко мыть. 

  слайд№32   Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все , что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок. Задание можно варьировать, как угодно.

слайд№33   Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры – шнуровки, которые развивают не только сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук. слайд№34  Они развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева", способствуют развитию речи, развивают творческие способности. слайд№35   В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Так же на занятиях я учу детей шнуровать личную обувь, закреплять шнурок ( т.к. для большинства деток  с ОВЗ выполнение этого действия проблематично ).  

   слайд№36  Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете , форме , ориентировки в пространстве.

·                     С поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры.

·                   слайд№37  Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

·                   слайд№38 Конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

    Систематическая работа в данном направлении позволяет  достигнуть положительных результатов. К концу года большинство детей могут  ориентироваться на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, определять лево – право, чего не было в начале года. Совершенствуются их умения действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повышается уровень произвольного внимания, зрительного  и слухового восприятия. Улучшается память и речь, даже самые  "слабенькие" дети заучивают , хотя бы одно речедвигательное пальчиковое упражнение. Большинство детей к концу учебного года успешно проходят диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

С воспитателями и педагогами классов ведется тетрадь взаимодействия, в которой в течении учебного года регулярно даются  различные рекомендации. Совместными усилиями с педагогами, воспитателями, специалистами коррекционного блока, медицинскими работниками удаётся добиться положительной динамики.

   слайд№39  Практика показывает, что хороший результат достигается тогда, когда ведется систематическая комплексная работа.

слайд№ 40   И разрешите закончить свое выступление словами В.А.Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев …  чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                            В.А.Сухомлинский

 

слайд№ 41 Спасибо за внимание!