Использования современных методов обучения
Автор: Червякова Ева Алексеевна
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА »
Мастер п/о
– Червякова Е.А.
г. Курск – 2018 г.
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии студента, новый вклад в формирование его интеллектуальной и нравственной культуры. Современный урок – это урок, отвечающий времени, учитывающий особенности и своеобразие современного социума. Это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности студента, его активного интеллектуального роста, качественного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ. Для решения этих сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и жёсткой последовательностью их осуществления. Структура урока, методы, приемы, используемые в его ходе, а также формы организации учебного процесса должны быть достаточно гибкими и разнообразными и зависеть от специфики задач, средств их выполнения и реальных условий обучения.
Говоря о современных приемах, главным образом я акцентирую внимание на следующих:
· дискуссии;
· ролевые игры;
· творческие конкурсы и задания;
· здоровьесберегающие аспекты.
Что касается методов, выделяю:
· метод проектов;
· метод кейсов;
· методику сотрудничества;
· интерактивные методы.
Среди современных форм организации учебного процесса отдаю предпочтение
· «нестандартным урокам»;
· интегральным урокам;
· сочетанию индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы.
Комбинация современных приемов в сочетании с новыми методами и формами организации образовательно-воспитательного процесса дает возможность перевести урок на качественно новый уровень. Таким образом, правильно проведенная дискуссия в отличие от классического метода позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.
Правильная организация пространства поможет преодолеть один из самых устойчивых рабочих стереотипов: учитель стоит перед группой и задает вопросы, отдельные желающие ему отвечают. Такой стиль работы позволяет устанавливать связи между взрослым и ребенком, но не поощряет диалог между детьми. При проведении дискуссии в полилоге участвуют все студенты, учитель же выступает в роли ведущего. Направляя дискуссию в нужное русло, поддерживая ее, учитель становится равноправным ее участником, как и студенты, что позволяет студентам раскрепоститься и открыто выражать свои мысли.
Дискуссия оживит неживой предмет – вместо повторения одинаково сформулированных параграфов, в дискуссии появляются собственные примеры из жизни, актуальные случаи и так далее. Дискуссия научит основным жизненным правилам: право на выражение мнения, учет мнения меньшинства, толерантность при столкновении противоположных взглядов. Студенты в таких дискуссиях учатся формулировать свое мнение, тем самым способствуя личному самопознанию и умению свободно говорить на общественно важные темы.
Всем хорошо известно, что одним из основных стимулов к обучению является игра. В комплексе с дискуссиями ролевые игры на уроках являются наиболее информативными и результативными методами обучения с точки зрения восприятия. В процессе игры студент преодолевает свою скованность и тревожность. Использование различных игр на уроке поможет овладеть им в занимательной форме, развить память, внимание, смекалку, поддержать интерес к предмету как таковому. Включаясь в ролевые игры на уроках, студенты представляют себя в роли кого-то другого в конкретной ситуации, ведут себя надлежащим образом согласно правилам этой игры. Конечной целью любой ролевой игры на уроках является получение новых знаний и отработка их до навыков.
Для продвижения системы обучения в сторону прогресса актуально использование различных творческих методов, заданий и приёмов обучения и воспитания. При помощи всевозможных творческих приемов обучающиеся учатся добывать и анализировать информацию, обмениваться мнениями, отстаивать собственную точку зрения, принимать самостоятельные решения, ориентироваться в конкретной ситуации, работать в команде, применяя различный жизненный опыт и логические принципы, при помощи команды, инициативно создавать новые познания. Задания, которые помогают ребёнку решать практические образовательные вопросы и адаптироваться к взрослой профессиональной и семейной жизни, одновременно развивая коммуникативные способности важно использовать и внедрять.
Огромное внимание в нашей стремительной жизни должно уделяться здоровью. Ценность и важность внедрения здоровьесберегающих приемов очевидна. Конечно, педагог не может сделать для здоровья студента больше, чем врач. Однако он должен стараться работать так, чтобы обучение студентов не наносило ущерба здоровью. Минимизация монотонности урока, чередование различных видов деятельности, стимулирование двигательной активности на уроке, активизация мыслительной деятельности учащихся, снятие умственного напряжения, небольшой отдых, вызов положительных эмоций – все это не только стимулирует мотивацию к изучению предмета, но и сохраняет детское психическое и физическое здоровье.
В последнее время большой популярностью на уроках информатики пользуется метод проектов. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для студента, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов. Метод проектов учит студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, работать в коллективе.
Метод кейсов, традиционно применяемый в обучении менеджеров и юристов, находит успешное использование и в изучении информатики. Различные коммуникативные ситуации, предлагаемые для обсуждения ученикам, очень эффективны для анализа дискурса и положительно влияют на становление коммуникативной компетенции студентов. Использование метода кейсов на уроках информатики реализует освоение новой информации, метода сбора данных и их анализа, умение соотносить теоретические и практические знания, а также стимулирует творческий подход, повышает уровень коммуникативной компетенции, учит принимать решения, действовать в новой ситуации, решать проблемы.
Переход от знаниевой парадигмы обучения к личностно-ориентированной означает глубокие качественные преобразования в технологии, методологии, тактике и стратегии обучения, так как предполагает, прежде всего, смещение всех акцентов на личностный фактор. Таким образом, большое распространение получила методика сотрудничества, основная идея которой – создать условия для активной учебной деятельности студентов в различных учебных ситуациях. Работа в группах по 3-4 человека, на которые делится группа, в каждой из которых «сильный», «средний» и «слабый» ученик, гораздо более продуктивна и эффективна, так как ребята заведомо ставятся в условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результате всех, поскольку отметка ставится одна на группу. Так, более «сильные» ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы хорошо разбирались в материале, что ликвидирует пробелы и недопонимания более «слабых» учеников. Методика сотрудничества учит работать в команде, способствует интеллектуальному и нравственному развитию детей, учит гуманности. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества пригодятся и в жизни.
Незаменимой методической помощью на уроках и при подготовке и проведении воспитательных мероприятий (классных часов, календарных праздников и т.п.) являются интерактивные методы. Использование компьютера и сети Интернет как на уроке, так и при подготовке домашнего задания помимо того, что снабжает ученика всей необходимой информацией, еще и служит отличным мотиватором в обучении, поскольку работать с компьютером всегда интересно, а обновляемые материалы не успевают наскучить. Сфер применения и отработки полученных знаний в Интернете не счесть, так же как и пользы от всего этого изобилия. Главное не переборщить, ведь компьютер – главный враг зрения и осанки. Для этого необходимо координировать свою работу с заданиями по другим предметам, преподаватели которых тоже могут использовать ИКТ.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА – еще одна важная деталь в процессе обучения. «Нестандартные уроки» – отличная находка для преподавателя, поскольку они вызывают живой интерес, а интерес, как известно, есть стимул познания, мотивирует процесс обучения. «Уроки-суды», «уроки-форумы», «уроки-диспуты», «уроки-диалоги», «уроки пресс-конференции», «уроки-концерты» – всем этим необходимо разнообразить учебный процесс, а неординарная форма подачи или отработки материала позволит студенту лучше в нем разобраться и запомнить нюансы.
Занятие, сущность которого состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин, называется интегральный урок. Реализуя межпредметные связи, учитель раскрывает материал, опираясь на соответствующие сведения из других предметов, используя знания студентов, приобретенные ими на других уроках. На таких занятиях студенты получают глубокие многогранные знания об объекте изучения. Употребляя информацию с разных предметов, студенты по-новому осмысливают события, явления. Благодаря этому расширяются возможности формирования у студентов умений перенесения знаний с одной области в другую. В таких условиях стимулируется аналитическая деятельность студентов, развивается потребность в системном подходе к объекту изучения, формируются умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности. Все это обеспечивает формирование целостного восприятия действительности.
Сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы – обязательное условие организации учебного процесса на уроке информатики. Все эти формы работы задействованы практически на каждом занятии. Урок – это всегда диалог (парная работа), дискуссия, сотрудничество (групповая работа), создание проекта, ролевая игра, метод кейсов, творческие задания (коллективная работа), использование ИКТ, подготовка монологического высказывания (индивидуальная работа).
На мой взгляд, целесообразно внедрение всех вышеперечисленных методов, приемов и форм, поскольку все они в комплексе способствуют ментальному и эмоциональному развитию, раскрепощают студента, учат формировать свое мнение, принимать самостоятельные решения, работать в команде, ведут к самопознанию и самоконтролю, способствуют повышению коммуникативной компетенции, способствуют интеллектуальному и нравственному развитию, учат быть гуманными, учат учиться, одновременно стимулируя мотивацию к постоянному совершенствованию и щадя психическое и физическое здоровье студента.
Литература:
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2012.
2. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа». - 2013. - №3. - С.23-28
3. Шорникова О.Н. Технология формирования информационной компетентности студентов на основе междисциплинарной интеграции // Успехи современного естествознания. - 2012. — № 12 -С . 83-85
4. Рамонова Л.П., Запрудина Г.Г., Бондаренко П.П., Егорова Н.А., Мельник Е.Г. Использование современных методик обучения и форм организации учебного процесса в вузе // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4 – С. 204-206