Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе "Знатоки математики
Автор: Погодина Марина Сергеевна, Бояркина Елена Ивановна
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию в подготовительной группе Тема: «Знатоки математики»
(Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие)
Программное содержание:
- развивать познавательные процессы: слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность;
- развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера;
- закрепить умение считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке; умение составлять числовой ряд; находить числа (закрепление активных слов перед, после, между, соседи); умение сравнивать числа; знания о геометрических фигурах и линиях; знания о последовательности дней недели, временах года, частях суток; навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги; знания состава числа;
- воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность;
Методические приемы: наглядные, словесные (беседа, напоминания, указания, вопросы), игровые (сюрпризный момент), физкультминутка «Листопад».
Словарная работа: прямая, ломаная, отрезок, луч, замкнутая, пересекающиеся.
Материалы и оборудование: разноцветные листья с четными цифрами от 2 до 20; задачи в картинках; белые листы формата А5, фломастеры, знаки «>», «<», «=» и цифры на магнитах; домики числа 7 по количеству детей по количеству детей, геометрические фигуры разного размера на магнитах.
Предварительная работа: прямой и обратный счет от 1 до 100; составление задач по картинкам, решение неравенств, работа со счетными палочками, изучение состава числа; беседы о временах года, изучение дней недели, времени суток; изучение геометрических фигур.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель. Доброе утро! Я рада вас всех видеть. С каким настроением вы пришли в детский сад? Подарим улыбки друг другу и начнем занятие.
Воспитатель. Какое сейчас время года?
Воспитатель. Все верно. Осенью с деревьев опадают листья. Посмотрите, ветер принес к нам в группу последние листочки с деревьев. Послушайте как они шуршат. Я предлагаю отправиться в осеннее путешествие по городу под названием Математика.
ЗАДАНИЕ1. Игра «Веселая разминка»
Воспитатель. Начнем мы с разминки.
1. Назови соседей числа 15
2. Назови число, следующее за числом 10
3. Назови число предыдущее числу 17
4. Обратный счет от 20 до 10
5. Обратный счет от 10 до 0
6. Сколько дней в неделе, назови их
7. Что длиннее 1 час или 60 минут
8.Сколько месяцев в году
9. Назови число на один больше, чем 10
10. Назови число на один меньше, чем 15
11. Сколько всего частей в сутках, перечисли их
12. Какой день недели пятый
13. Назови соседей понедельника
ЗАДАНИЕ 2. «Соедини рисунок по точкам»
Воспитатель. Начнем мы наше путешествие с улицы Точек. Ваша задача – соединить точки по порядку. И если вы все правильно выполните, то узнаете – кто живет на этой улице.
Что у вас получилось? Ёжик. Правильно, молодцы. Я буду прокладывать наш путь на мольберте.
ЗАДАНИЕ 3. «Сравни числа»
Воспитатель. Идем дальше и попадаем на улицу Чисел. Скажите, какие математические знаки вы знаете? (>,< =). Расставьте правильно эти знаки. (примеры на мольберте)
6 2 1 8 9 9 4 3 7 5
ЗАДАНИЕ 4. «Реши задачу»
Воспитатель. Продолжаем движение и оказываемся на площади Задач. Здесь живут наши знакомые – белка, медведь, поросята. (решение задач по картинкам)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Игра «Листопад»
Воспитатель. Посмотрите какая красивая полянка. Сделаем остановку и поиграем. Дети должны собрать листья по группе и выстроиться по порядку четными числами от 2 до 20. Затем они меняются листьями и строятся в обратном порядке (под музыку).
ЗАДАНИЕ 5. «Засели домики жильцами»
Воспитатель. Шагаем дальше. И вот мы на проспекте Дружбы. Перед вами цветок, в котором живет число 7. Вам нужно сделать так, чтобы числа в каждом лепестке, подружились с числом 7.
После выполнения задания дети называют все пары чисел в лепестках.
ЗАДАНИЕ 6. «Назовите геометрические понятия»
Воспитатель. Посмотрите на линию нашего пути. Эта линия прямая – нет. Эта линия кривая – нет. Если прямую линию загнуть или сломать в нескольких местах, то получится ломаная линия. Она выглядит вот так. Запомнили. А теперь на листочках мы выполним диктант. В центре листа нарисуйте прямую линию, в правом верхнем углу - луч, в левом нижнем углу – отрезок, в левом верхнем углу – кривую, в правом нижнем углу – ломаную.
Где у тебя оказался луч? А отрезок в каком месте? И т.д.
ЗАДАНИЕ 7. «Город из геометрических фигур»
Воспитатель. Какие геометрические фигуры вы знаете?
Дети. Квадрат, прямоугольник, круг, овал, трапеция.
Воспитатель. На столе лежат геометрические фигуры, подумайте, что из них можно сделать. Мы попробуем построить город Математика. По очереди выкладывайте на доске свою фигуру (дом, дерево, машину, облака, солнце, птичку).
Посмотрите какой красивый город у нас получился. Осенние листья тоже постарались, они добавили осенние краски (красную, желтую, оранжевую).
III. Итог занятия
Воспитатель. Какие вы молодцы. Сегодня вы были очень внимательными, активными и старательными.
Вам понравилось выполнять задания? Какое задание для вас было самым трудным? Самым легким? (Детям вручаются медали).
Используемая литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада под редакцией И.А. Помораева, В.А. Позина.
3. Сценарии занятий по математике. Подготовка к школе. Р.М. Хамидулина.
4. Дидактические игры и упражнения по математике под редакцией М.Н.Перовой
5. Раз – ступенька, Два – ступенька… Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина