Распознающее наблюдение "Листопад
Автор: Епифанова Юлия Александровна
Распознающее наблюдение «Листопад».
Образовательные области:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Возраст детей: 4-5 лет
Программные задачи:
- учить детей по результатом наблюдения составлять представления о наблюдаемом явлении, отвечать на вопросы о нем;
- учить выявлять наиболее очевидные взаимосвязи в природе;
- активизировать в речи глаголы, характеризующие погоду.
- формировать начальные представления о назначении наблюдения как метода познания.
Ход работы
Педагог поддерживает естественную ситуацию – дети задают вопрос : «Почему с деревьев опадают листья?»
Желание детей найти ответ на поставленный вопрос определяет цель познавательной деятельности детей : узнать почему осенью с деревьев опадают листья.
Педагог организует беседу о том, как найти ответ на поставленный вопрос, предлагает детям понаблюдать за деревьями. Рассказывает, как необходимо осуществлять наблюдения, какие правило нужно соблюдать, и помогает составить план действий:
1. Вспомнить, что мы знаем о лиственных деревьях.
2. Понаблюдать за деревьями.
3. Сделать выводы.
В ходе прогулки педагог предлагает детям рассмотреть деревья. Обращая внимание детей на изменения окраски листьев, а также на время года, погодные явления. Воспитатель высказывает предположение о том, что начало листопада связано с изменением окраски листьев. Организует обсуждения, как это можно проверить.
Педагог предлагает оформить результаты наблюдения в «дневнике наблюдения» используя символы.
По итогам наблюдения педагог подводит воспитанников к выводу о том, что в безветренные дни явления листопада все равно наблюдается, а в ветреную погоду листопад усиливается. После ночных заморозков деревья полностью сбрасывают листья