Развитие связной речи дошкольником посредством использования художественных произведений и устного народного творчества
Автор: Юркив Елена Александровна
Развитие связной речи дошкольником посредством использования художественных произведений и устного народного творчества.
Что значит – развивать речь ребенка? Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Говорить – значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого.
Речь – средство уникальное и незаменимое. Развивать речь ребенка, не включая её в другие виды деятельности не возможно. Задача воспитателя при развитии речи детей - не только знакомить их с новыми словами, требовать повтора рассказов, но и использовать речь как необходимое и незаменимое средство, той или иной деятельности, решения логических задач, восприятия художественных произведений и т.д.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература и устное народное творчество сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка произведения художественной литературы.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Именно в этом возрасте необходимо привить детям любовь к художественному слову, к устному народному творчеству, к книге.
Устное народное творчество и художественная литература широко используются в детском саду в различных видах деятельности детей: нод, беседы, дидактические игры, игры – инсценировки, театрализованная деятельность, развлечения, литературные гостиные и викторины, тсо и т.д.
Работу с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить по трем направлениям.
Первое направление – это ознакомление с художественной литературой и устным народным творчеством. На основе чего происходит, с одной стороны, развитие эмоциональной сферы ребенка (сопереживание, сочувствия, эстетических чувств), с другой стороны - усвоение морально – эстетических норм и сведений об окружающем мире, с различными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры и миром собственных переживаний.
В это направление входит: 1.Чтение стихов, сказок, рассказов и произведений малых фольклорных жанров. 2. Ответы на вопросы, беседы о прочитанном. 3. Игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений, игры на развитие эмоций, мимики и жестов.
Второе направление – это освоение специальных средств литературно - речевой деятельности: ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной выразительной речи.
Это направление включает следующее:
1. Выделение в литературных произведениях средств художественной выразительности (эпитетов) и их активное использование детьми при описании предметов, картин.
2. Обучение детей последовательному и выразительному перессказыванию содержания небольших сказок и рассказов без помощи воспитателя, составлению описательных рассказов (с использованием картинок, игрушек, персонажей) по образцу рассказа воспитателя или по совместно составленному плану.
3. Разучивание и выразительное чтение стихотворений и малых жанров устного народного творчества ( потешек, песенок, загадок, пословиц, поговорок.
4. Развитие звуковой культуры речи на занятиях по обучению грамоте.
Третье направление – это развитие познавательных особенностей на материале детской художественной литературы и устного народного творчества. Сюда входят задания, направленные на развитие мышления, воображения, познавательных и творческих способностей детей.
1. Формирование у детей наглядных форм символизации - умение отбирать заместители для обозначения персонажей сказки( по количеству персонажей сказки, н-р: кружки разных цветов).
2. Придумывание разных вариантов окончания сказки или рассказа.
3.Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Художественная литература помогает понять ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоциональный мир, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение для ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка, развивает у него умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка, способствует формированию у детей четкой, правильной и выразительной речи.