+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие связной речи дошкольником посредством использования художественных произведений и устного народного творчества

Автор: Юркив Елена Александровна

 Развитие связной речи дошкольником посредством использования художественных произведений и устного народного творчества.

Что значит – развивать речь ребенка? Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Говорить – значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого.

Речь – средство уникальное и незаменимое. Развивать речь ребенка, не включая её в другие виды деятельности не возможно. Задача воспитателя при развитии речи детей - не только знакомить их с новыми словами, требовать повтора рассказов, но и использовать речь как необходимое и незаменимое средство, той или иной деятельности, решения логических задач, восприятия художественных произведений и т.д.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература и устное народное творчество сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка произведения художественной литературы.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Именно в этом возрасте  необходимо привить детям любовь к художественному слову, к устному народному творчеству,  к книге.

Устное народное творчество и художественная литература широко используются в детском саду в различных видах деятельности детей: нод, беседы, дидактические игры, игры – инсценировки, театрализованная деятельность, развлечения, литературные гостиные и викторины, тсо и т.д.

Работу с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить по трем направлениям.

Первое направление – это ознакомление с художественной литературой  и устным народным творчеством. На основе чего происходит, с одной стороны,  развитие эмоциональной сферы ребенка (сопереживание, сочувствия, эстетических чувств), с другой стороны - усвоение морально – эстетических норм и сведений об окружающем мире, с различными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры и миром собственных переживаний.

В это направление входит:                                                                                      1.Чтение стихов, сказок, рассказов и произведений малых фольклорных  жанров.                                                                                                                                       2. Ответы на вопросы, беседы  о прочитанном.                                                           3. Игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений, игры на развитие эмоций, мимики и жестов.

Второе направление – это освоение специальных средств литературно - речевой деятельности: ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной выразительной речи.

Это направление включает следующее:

1. Выделение в литературных произведениях средств художественной выразительности (эпитетов) и их активное использование детьми при описании предметов, картин.

2. Обучение детей последовательному  и выразительному  перессказыванию содержания небольших сказок и рассказов без помощи воспитателя, составлению описательных рассказов (с использованием картинок, игрушек, персонажей) по образцу рассказа воспитателя или по совместно составленному плану.

3. Разучивание и выразительное чтение стихотворений и малых жанров устного народного творчества ( потешек, песенок, загадок, пословиц, поговорок.

4. Развитие звуковой культуры речи на занятиях по обучению грамоте.

Третье направление – это развитие познавательных особенностей на материале детской художественной литературы и устного народного творчества.                                                                                                                  Сюда входят задания, направленные на развитие мышления, воображения, познавательных и творческих способностей детей.

1. Формирование у детей наглядных форм символизации - умение отбирать заместители для обозначения персонажей сказки( по количеству персонажей сказки, н-р: кружки разных цветов).

2.  Придумывание разных вариантов окончания сказки или рассказа.

3.Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.                                                                                 

Художественная литература помогает понять ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоциональный мир, дает прекрасные  образцы русского литературного языка. Огромно её воспитательное,  познавательное   и эстетическое  значение для ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка, развивает у него умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка, способствует формированию у детей четкой, правильной и выразительной речи.