+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов среднего профессионального образования

Автор: Исакова Алла Борисовна

Значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов среднего профессионального образования

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это специальное направление физического воспитания, которое обеспечивает формирование и совершенствование качеств и свойств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессии, наилучшим образом [1].

Значение ППФП связано с необходимостью полноценной подготовки студентов к выполнению профессиональных задач. Каждая сфера труда, это сочетание различного уровня умений и навыков, таких как: когнитивные способности, психологическая и психическая выносливость, а также физическая и прикладная подготовка. Например, инженер-геодезист часто работает на местности с разнообразным рельефом, где важна выносливость организма и умение координации на месте, в тоже время как оператор на производстве должен обладать высокой координацией движений и хорошей реакцией. Данные примеры показывают, что при проведении ППФП стоит стремится не к универсальности а к адаптивности этой дисциплины под особенности профессии, что позволяет максимально эффективно подготовить студентов.

Авторами научных статей и методических пособий, уточняется что основная и ведущая цель ППФП — это «Психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности» [2]. Для достижения этой цели необходимо развить у студентов такие качества как:

  • способность к ускоренному освоению профессиональных навыков;
  • готовность к выполнению высокоэффективной работы;
  • умение предотвращать профессиональные заболевания и травмы, способствуя долговечности трудовой деятельности;
  • навык использования физической культуры и спорта для активного отдыха и поддержания профессиональной работоспособности.

Средства профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) представляют собой систему средств физического воспитания, отобранных и структурированных с учётом специфики профессиональных требований и поставленных педагогических задач.

В рамках подготовки студентов их условно можно классифицировать на четыре основные группы:

1. Прикладные физические упражнения, направленные на развитие физических качеств и формирование навыков, необходимых в профессиональной деятельности.

2. Прикладные виды спорта, способствующие совершенствованию физических и психофизиологических возможностей с учётом особенностей будущей профессии.

3. Оздоровительное использование природных факторов, включающее климатические и природные условия, оказывающие положительное влияние на организм и повышающие адаптационные способности.

4. Гигиенические средства, обеспечивающие поддержание оптимального уровня работоспособности и профилактику заболеваний в процессе профессиональной подготовки [1].

Для того чтобы подготовить будущего специалиста к профессии, в его обучении обязательно должны присутствовать все необходимые дисциплины, в том числе и профессионально-прикладная физическая подготовка.

Любая сфера труда требует напряженных умственных, психических, психологических и физических сил, координации движений. Несмотря на это каждая профессия требует свой собственный уровень развития психофизических качеств, свой собственный список профессионально-прикладных навыков и умений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов должна учитывать специфику будущей профессии. Для повара характерны статические и динамические нагрузки, длительное пребывание на ногах и работа в условиях высокой температуры, что требует развития общей и локальной выносливости, точности движений, силы мелких мышечных групп и устойчивости к стрессовым факторам производственной среды. В свою очередь, профессиональная деятельность юриста предполагает преимущественно сидячий образ жизни и значительные психоэмоциональные нагрузки, поэтому ППФП должна быть направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, укрепление сердечно-сосудистой системы, развитие стрессоустойчивости и поддержание высокой концентрации внимания. Таким образом, содержание ППФП различается в зависимости от профессии, что играет важную роль при построении учебного процесса. Важно понимать, что в обоих случаях ППФП необходима в формировании физической и психофизиологической готовности к профессиональной деятельности.

Для узкоспециализированных профессий, таких как пожарные, спасатели и другие представители экстремальных видов деятельности, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) имеет ключевое значение. Выполнение профессиональных обязанностей в этих сферах сопряжено с интенсивными физическими и эмоциональными нагрузками, обусловленными спецификой работы в условиях повышенной опасности для здоровья и жизни. В связи с этим будущие специалисты должны обладать рядом профессионально значимых качеств: способностью выполнять движения в стеснённых позах при высоких нагрузках, умением быстро перемещаться и выполнять задачи в разнообразных природных и антропогенных условиях, готовностью переносить кратковременные, но значительные физические и психоэмоциональные перегрузки, а также навыками безопасного и точного выполнения действий. Недостаточный уровень ППФП влечёт за собой угрозу не только для жизни самого специалиста, но и для людей, нуждающихся в его помощи в условиях чрезвычайной ситуации [4].

Программа физического воспитания включает теоретические занятия в форме лекций по теме «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов». Их цель — дать будущим специалистам знания для осознанного и правильного применения средств физической культуры и спорта с учётом особенностей профессии. Теоретическая подготовка особенно важна, так как нередко именно она является основным источником профессионально-прикладных знаний о роли физической активности в подготовке к труду.

Практические занятия по ППФП проводятся во всех учебных группах: специального, подготовительного, основного и спортивного совершенствования. Их главная задача — развивать прикладные физические и специальные качества, а также формировать навыки и умения, необходимые в будущей профессии. В группах специального отделения содержание занятий должно учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья студентов. В отделении спортивного совершенствования используется потенциал различных видов спорта для укрепления прикладных качеств и закрепления профессионально значимых навыков. Эффективность ППФП во многом зависит от грамотного выбора средств и методов, применяемых в учебном процессе [3].

Среди средств профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) особое значение имеют природные факторы, питание, отдых и гигиена. Их рациональное использование усиливает эффект физических упражнений, способствует повышению работоспособности и укреплению здоровья студентов. Эти элементы рассматриваются как самостоятельные средства ППФП и одновременно как фундаментальные составляющие здорового образа жизни, что подчёркивает их тесную взаимосвязь.

ППФП в условиях образовательного процесса можно рассматривать как систематизированную форму ведения здорового образа жизни, направленную на развитие профессионально значимых качеств. Сбалансированное сочетание физических нагрузок, отдыха, психоэмоциональной устойчивости и гигиенических факторов позволяет не только укрепить здоровье студентов, но и повысить их готовность к профессиональной деятельности.

Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка играет ключевую роль в формировании специалистов, способных эффективно справляться с физическими и психологическими нагрузками выбранной профессии, обеспечивая их профессиональное долголетие и высокую результативность труда.

 

 

Список использованной литературы

1. Кутейников, В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов, её задачи и средства / В. А. Кутейников, А. А. Анохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 471-472. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50890/ (дата обращения: 10.06.2025).

2. Приказ Минспорта России от 09.01.2023 N 1 Об утверждении Методических рекомендаций Восстановление здоровья и работоспособности граждан методами адаптивной физической культуры и спорта // Судебные и нормативные акты РФ URL: //sudact.ru/law/prikaz-minsporta-rossii-ot-09012023-n-1/metodicheskie-rekomendatsii/7/) (дата обращения: 20.08.2025).

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (далее – ППФП) // Учреждение образования «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины URL: https://www.vsavm.by/wp-content/uploads/2023/05/Lektciia-6.pdf (дата обращения: 20.08.2025).

Суркова В.А. ВАЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2019/article/2018015755">https://scienceforum.ru/2019/article/2018015755</a> (дата обращения:  21.09.2025