Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития
Автор: Копылова Наталия Сергеевна
Копылова Наталия Сергеевна, педагог-психолог, ГБОУ «Школа №1220», г. Москва
Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития
Цель занятия: развитие познавательной сферы и речи.
План проведения занятия:
1. Приветствие (2 мин)
2. Что пропало? (4 мин)
3. Игра «Разрезные картинки» (4 мин)
4. «Что лишнее?» (5 мин)
5. Игра «Рассказы по картинкам» (развитие речи, мышления) (5 мин)
6. Доскажи слово (семейство игр) (3 мин)
7. Релаксация «Огонь и лед» (2 мин)
Общее время: 25 минут
Ход занятия:
1. Приветствие (2 мин) [3].
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» (развитие тонкой моторики рук, формирование и совершенствование которой, стимулирует развитие центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи).
Мы с тобой поприветствуем, друг друга, но делать это будем необычно. Сначала поздороваются мизинцы, затем безымянные пальчики, потом средний, указательный, большой пальчик.
Педагог читает стихотворение:
Здравствуй, солнце золотое!
Приветствуют друг друга мизинцы
Здравствуй, небо голубое!
Приветствуют друг друга безымянные пальцы
Здравствуй, вольный ветерок!
приветствуют друг друга средние пальчики
Здравствуй, маленький дубок!
Приветствуют друг друга указательные
Мы живём в одном краю –
Приветствуют друг друга большие пальчики
Всех я Вас приветствую!
2. Что пропало? (4 мин) [1]
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование: 7 предметов.
Содержание: на столе раскладываются предметы (фигуры животных). Ребенку предлагается внимательно их рассмотреть, назвать. Затем ребенка просят закрыть глаза, а в это время педагог прячет два предмета. Ребенок открывает глаза и называет отсутствующие предметы-фигуры.
3. Игра «Разрезные картинки» (4 мин) [2].
Цель: развитие восприятия в пространстве, мышления.
Берется любая открытка и разрезается на четыре части. Ребенка просят составить её. Другая открытка разрезается на пять частей и так далее. Выполняя задание, ребенок ориентируется на рисунок, изображенный на картинке.
4. «Что лишнее?» (5 мин) [2].
Цель: развитие мышления, воображения и речи.
Педагог называет (показывает) три (четыре) предмета, один из которых не подходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор (овощи-фрукты); стул, стол, шкаф, платье (мебель-одежда); Антон, Олег, Сергей, Фролов (имена-фамилия); зима, весна, лето, октябрь (времена года-месяца). Ребенок выделяет «лишний» предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой игре наглядную опору – картинки и предметы.
5. Игра «Рассказы по картинкам» (развитие речи, мышления) (5 мин) [2].
Ребенку предлагается составить рассказ по картинке (Радлов Н.Э. «Рассказы в картинках»).
6. Доскажи слово (семейство игр) (3 мин) [1].
Описываются различные профессии. Задача ребенка – назвать профессию.
- Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?
- Повар!
- Водит машину…
- Водитель!
7. Релаксация «Огонь и лед» (2 мин) [3].
Попеременно напряжение и расслабление всего тела. И.п. – лежа.
По команде «Огонь!» ребенок начинает интенсивные движения всем телом. (плавность и степень интенсивности движений ребенок выбирает произвольно)
По команде «Лед!» ребенок засыпает в позе, в которой его застигла команда.
Педагог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой команды.
Список литературы
1. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.- 256с.
2. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ И Д», 2002.- 150с. (В помощь психологу)
3. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008 – 60с. (Развитие и воспитание)