Оздоровительное плавание. Закаливание организма по средствам использования упражнений и игр на воде
Автор: Максимцов А. В.
Методические рекомендации для педагогов.
Оздоровительное плавание.
«Закаливание организма
по средствам использования упражнений и игр на воде»
Автор: Максимцов А.В. инструктор по физической культуре (плаванию)
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на оздоровления, закаливания детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется так же нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуется движения, увеличивается выносливость. Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умение и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания, улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на формирования его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – это не действие в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно по этому обучение плаванию, направленно на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятие плаваньем развивают такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
При регулярном проведении занятий обязательно чередую физическую нагрузку отдых, смена упражнений и игр. Игры все проводятся в интересной форме с различными атрибутами. Постепенно увеличиваю нагрузку на каждом занятии. Регулярно провожу беседы по правилам поведения в бассейне. Рассказываю о водных видах спорта, о разных стилях плавания.
Учитываю особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребенка, все это помогает достигнуть лучших результатов. Постепенно, последовательно в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений (скольжение, плавание с предметами или облегченными способами и т. д.) является одним из условий обучения детей.
В этом залог усвоения, их сложных приемов плавания, их техники, и приучение детей к самостоятельности выполнения упражнений на все большей глубине ( по пояс, по грудь, в рост ребенка).
Применяю принцип наглядности спокойные, мягкие, ободряющие интонации голоса, поддерживаю радостное, бодрое настроение на занятии.
Решающую роль в формировании навыков плавания играют упражнения ведь они являются основным средством обучения.
Разучивание движения ног (на суше) в воде, в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания.
Разучивание движения рук
а) на суше и стоя в воде.
б) в согласовании с движением ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры на месте и в движении.
в) то же в согласовании с дыханием.
г) плавание, совершая гребковые движения руками без выполнения движений ногами (ноги свободно вытянуть).
Разучивание способа в целом, т. е. отработка согласованных движений рук и ног и дыхания.
Совершенствование плавания с полной координацией движений.
Выполнение простых, легких плавательных движений подводит к овладению более сложных. На занятиях целесообразно сочетаю отдельные подготовительные упражнения с плаванием в полной координации, широко применяю игры и поощряю попытки детей к самостоятельному плаванию избранными способами.
Стараюсь поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения – стремлюсь к тому, чтобы упражнения, игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждаю их к стремлению научиться плавать хорошо.
Для формирования интереса к упражнениям на воде и отработке техники плавания использую образные выражения и сравнения, которые облегчают понимание сущности задания и его выполнение, например: «Гуди, как паровоз», «Водолаз», «Работай руками, как мельница»
Лучшие средства закаливания – воздух, солнечные лучи и вода. У закалённого ребёнка воспитывается привычка переносить холод и жару. Его нервная система приспосабливается к колебаниям температуры внешней среды. Кора головного мозга быстро уравновешивает образование и расходование тепла в организме и не допускает тех болезненных состояний, которые возникают у незакалённых детей, которые не систематически посещают бассейн.
Положительный эффект закаливания детей может быть достигнут только при строгом соблюдении основных принципов закаливания: индивидуального подхода при выборе плавательных процедур, постепенности, а также при систематичности и постоянстве посещения бассейна.
Плавание – мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи. Способствует коррекции нарушения осанки, предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию, ритмичность движения, увеличивает двигательные возможности организма. Систематические посещения бассейна улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Оказывает мощное закаливающее действие.
Обучение детей плаванию происходит по методике разработанной Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, «Обучение детей плаванию в детском саду». Занятия в бассейне в нашем детском саду проводятся, начиная со второй младшей группы (3 года). Один раз в неделю, в первой половине дня. Первое занятие проходит в форме экскурсии, по бассейну, в ходе педагог знакомит с правилами поведения на территории бассейна (показывает детям, где и как нужно раздеться и переодеться, одеть резиновую шапочку, как мыться под душем, ходить по обходной дорожке, как ополоснуться после плавания).
Все занятия в младшей и средней группах проводится в игровой форме.
Обучение состоит из трех этапов:
1. Привыкание к воде
2. Освоение воды
3. Овладение плавательными движениями.
Начиная со среднего дошкольного возраста (4 года) дети учатся движениям руками брассом, ногами кролем. Огромное внимание уделяется выдоху в воду, задержке дыхания при нырянии.
В старшем и подготовительном дошкольном возрасте занятия по плаванию проводятся в форме эстафет, соревнований на закрепление и совершенствование плавательных знаний, умений, навыков. Регулярно проводятся Дни здоровья, праздники на воде. На открытые мероприятия приглашаются родители, младшие дошкольники. Проводя диагностику воспитанников можно смело сказать, что детям на занятиях по плаванию интересно, комфортно, безопасно и очень полезно для здоровья!
Длительность занятий:
Младшей группы 15-20 минут,
Средней группы 20-25 минут,
Старшей и подготовительной группы 25-30 минут.
Температура воды поддерживается в среднем пределах 28-30 градусов, воздуха – в пределах 29 градусов. В соответствии с санитарными правилами вода, подаваемая в бассейн, по ГОСТ 2874.
1 год обучения – 2 младшая группа (3-4 года )
Задачи:
1) Способствовать уменьшению периода адаптации к воде.
2) Обучить опусканию лица в воду.
3) Обучить различным видам передвижения в воде
4) Способствовать формированию навыков личной гигиены.
5) Способствовать воспитанию морально-волевых качеств (смелость, настойчивость, решительность).
Ожидаемый результат:
1) Уметь передвигаться в воде по дну бассейна различными способами.
2) Уметь опускать лицо в воду.
3) Уметь делать выдох в воду.
4) Погружаться в воду у опоры и без опоры с головой.
2 год обучения – средняя группа (4-5 лет)
Задачи:
1) обучить выполнению лежания на груди и на спине
2) обучить выдоху в воду, опуская губы (лицо
3) обучить умению открывать глаза в воде
4) обучить движениям ног как при плавании способом кроль на груди и на спине
5) содействовать формированию правильной осанки
6) способствовать воспитанию смелости и решительности
Ожидаемый результат:
1) уметь выполнять лежание на груди и на спине в течение 2-4 секунд
2) уметь выполнять выдохи в воду, опуская лицо
3) уметь выполнять движения ногами как при плавании способом кроль на груди у поручня (с подвижной опорой)
3 год обучения – старшая группа (5-6 лет)
Задачи:
1) обучить выполнению многократных выдохов в воду
2) обучить скольжению на груди и на спине
3) совершенствовать движение ног как при плавании способом кроль на
груди и на спине
4) обучить согласованной работе рук и ног при плавании облегченным
способами
5) способствовать формированию правильной осанки
6) содействовать развитию координационных способностей
Основной результат
1) уметь выполнять многократные выдохи в воду – 3-4 раза подряд
2) уметь выполнять попеременные движения руками как при плавании
облегченным способом кроль на груди (без выноса рук из воды)
3) уметь проплыть облегченным способом на груди или на спине
4 год обучения – подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Задачи:
1) Обучить согласованной работе рук, ног и дыхания при плавании облегченными способами на груди и на спине.
2) Совершенствовать технику плавания выбранным способом.
3) Способствовать закаливанию организма детей.
4) Содействовать формированию правильной осанки.
5) Способствовать воспитанию целеустремленности и настойчивости.
Ожидаемый результат:
1) Уметь выполнять многократные выдохи в воду 6-8 раз подряд.
2) Уметь проплывать облегченным способом на груди или на спине
3) Уметь проныривать под водой небольшое
Я отмечала, что если по собственной инициативе или по другим причинам некоторые дети, принимая горизонтальное положение, будут пытаться работать ногами, то эти попытки следует поощрять, не придавая решающего значения технике. Ведь изучение приведенных выше упражнений не являлось основной задачей предыдущихзанятий— они были лишь сопутствующими при изучении других упражнений, решении иных задач. Более того, в любом детском саду или абонементной группе бассейна могут оказаться дети, которые, овладев скольжением и еще не приступив к изучению движений руками и ногами, начнут проявлять склонность к освоению того или иного способа плавания, т. е. предпринимать попытки плыть в полной координации с задержкой дыхания. Таких детей следует поощрять, ибо они станут примером для подражания. Для менее способных ребят овладение одним из способов плавания будет более продолжительным, но в конечном итоге плавать должны научиться все.
Теперь все дети без исключения переходят к изучению движений ногами и руками, поскольку ими освоено базовое исходное (горизонтальное) положение; это становится основной задачей последующих уроков. Если при выполнении движений ногами будут возникать значительные технические погрешности, то их необходимо устранять. Сначала надо изучать базовые движения руками, составляющие основу техники всех спортивных способов плавания. Все эти движения будут выполнять обеими руками одновременно.
У нас в детском саду проходит подготовительный этап обучения плаванию, наша задача научить детей уверенно и безбоязненно находиться и держаться на воде, а также подготовить к следующему этапы техники правильно и экономично плавать. Особое внимание на занятиях обращено на упражнения, позволяющие ребенку быстрее научиться владеть своим телом в воде, что ведет к росту его уверенности в себе. А это, в свою очередь, становится основой принципа самостоятельности ребенка в моей педагогической деятельности.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками — это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Я стремлюсь к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.
Родители детей охотно посещают открытые занятия в бассейне, активно учувствуют в играх (на бортике), делают различные поделки для отведённого уголка в бассейне, внимательно изучают рекомендации для них.
Игровая методика преобладает в наших занятиях, формирует устойчивый интерес к занятиям плаванием, обеспечивает эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в бассейне, создает условия для творческого самовыражения детей в процессе игровых действий в бассейне, развивает двигательные умения как основу для дальнейшего обучения плаванию. Так как игра это, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она разносторонне влияет на личность ребенка.
Схема проведения занятий по плаванию:
1. В воде и на бортиках бассейна раскладываются различные игрушки, специальные обучающие средства (обручи, плавающие игрушки, плавательные доски, тонущие игрушки).
2. В ходе занятия дети обращают внимание на эти предметы, выбирают понравившиеся (по цвету, форме, назначению) и начинают выполнять с их помощью уже знакомые упражнения.
3. Наблюдая за действиями детей (каждого ребенка в отдельности), предлагаю им новые виды движений или действия с данными предметами.
4. Ребенок под моим наблюдением выполняет новое действие.
5.Использую соревновательные игры-эстафеты.
6. Всегда хвалю детей за выполненное ими задание.
Я заметил, что дети стабильно посещают занятия, значит уровень заболеваемости не увеличился. Дети адаптировались к разнице и смены температур, воды и воздуха в помещениях бассейна и детского сада. Повысилась концентрация внимания на моих занятиях, а также исполнительность при выполнении упражнений. Поведение в воде стало более уверенным. Дети, которые в начале обучения боялись находиться в воде, сейчас смело заходят и выполняют предложенные задания с остальными детьми. Так уже появились первые результаты в выполнении упражнений, повысился интерес и заинтересованность в посещении занятий. Дети приходят на занятия как на «праздник», с позитивным настроем. Дети стали более внимательны друг к другу, чувство коллектива ощущается на занятиях плаванием. Им стало понятно, что вода не таит опасность, но они должны знать основные правила поведения на воде и в бассейне, помогать друг другу в случае сложных ситуаций.
Моя работа направлена на гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, и я могу с уверенностью заявить, что занятия плаванием способствуют этому в полной мере.