+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Физическая активность и здоровье ребёнка с нарушением зрения

Автор: Сирая Марина Геннадьевна

Растить детей быть сильными, здоровыми – задача каждого дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ).

В ДОУ основная форма развития двигательной активности детей – это физкультурные занятия. Но в целях развития и поддержания интереса у детей  к занятиям необходимо  позаботиться о создании развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей их физическое развитие.

Стратегия создания полноценной развивающей предметно-пространственной среды, для стимуляции физического развития детей,  прежде всего, должна быть направлена на  ее развивающий характер. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Развивающая предметно-пространственная среда для решения задач физического развития детей с нарушением зрения должна преследовать следующие цели:  

1. Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.

2. Активизация двигательной деятельности.

3. Развитие движений и совершенствование двигательных функций.

4. Укрепление здоровья и закаливание  детского организма.

5. Достижение необходимой для возраста физической подготовленности.

6. Предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата.

7. Создание условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

8. Приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

9. Воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности, расширение двигательного опыта.

 

Основная часть

В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития общества приобретает качество человеческого капитала – его здоровье, его знания, его способность к передвижению и возможность получения доступной информации. Увеличение вложений в человеческий ресурс стало государственной социально-экономической стратегией. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в особенности дети с инвалидностью, наиболее уязвимая часть населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства.

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, в том числе имеющего ограничение возможностей здоровья.

Наше учреждение посещают дети с нарушением зрения со второй, третьей, четвёртой и пятой группами здоровья и основной, подготовительной и специальной группами по физкультуре. Дети на занятиях подразделяются по группам здоровья.

Дети с подготовительной группой здоровья выполняют упражнения в меньшем количестве и в более медленном темпе, чем с основной, а с детьми со специальной группой проводятся индивидуальные занятия. Также при выполнении разминки по кругу, дети с более серьёзными нарушениями здоровья идут по меньшему кругу и темп выполнения упражнений снижен.

Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению с нормально видящими сверстниками. Дети с нарушением зрения испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения.

Особенностями физического развития детей с нарушениями зрения являются: 

·     меньшая подвижность,

·  нечеткость координации движений,

·  снижение темпа выполнения движений,

·  уменьшение ловкости,

·  нарушение ритмичности,

·  появление неточности движений,

·  трудности при ориентировке в пространстве,

·  трудности при выполнении движений на равновесие.

Сопровождение ребенка с нарушением зрения и с ограниченными возможностями здоровья по зрению требует индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе его воспитания и обучения, проведения лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы.

У большинства детей с патологией органа зрения имеются отклонения в физическом и психическом развитии, что определяет их морфофункциональную незрелость, проявляющуюся в пониженной работоспособности и быстрой утомляемости. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие адаптивно-компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии здоровья. Изменения функционального состояния организма не идентичны у слабовидящих и косоглазых детей и зависят от формы патологии и степени снижения остроты зрения.

 При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами:

1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.

2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.

3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.

4. Применение специальных наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания. Для воспитанников с нарушением зрения существует много ограничений в выполнении физических нагрузок и упражнений, например, такие как: соскоки, прыжки, длительные наклоны головы, силовые упражнения и т.д.

У каждого из заболеваний глаз существуют различные противопоказания и ограничения в выполнении упражнений.

Миопия или близорукость - это дефект зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Правильно рассчитанная нагрузка во время занятий спортом при близорукости приносит пользу и телу, и глазам. Противопоказания: прыжки со скакалкой, акробатические упражнения, резкое сотрясение тела, длительные наклоны головы вниз, кувырки, стойка на лопатках.

Нистагм - непроизвольные колебательные движения глаз высокой частоты. Противопоказания: запрещён подъём тяжестей.

Гиперметропия или дальнозоркость - это нарушение зрительной функции, при котором изображение близко расположенных предметов фокусируется не на сетчатке, а позади нее. Противопоказания: ограничение частоты занятий физической культурой, и такими легкоатлетическими видами спорта, как прыжки в высоту, длину и т.д.

Амблиопия - это стойкое одно- или двустороннее снижение зрения, не связанное с органической патологией зрительного анализатора и не поддающееся оптической коррекции. Противопоказания: прыжки, гимнастические упражнения.

Астигматизм - дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению. Противопоказания: запрещены виды спорта с тяжёлыми физическими нагрузками.

Частичная атрофия зрительного нерва - частичная или полная деструкция нервных волокон, передающих зрительные раздражения от сетчатки в головной мозг. Противопоказания: физические темповые нагрузки на занятиях нужно снизить на 60% по сравнению с нормой.

При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем, образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Информация, получаемая слабовидящим, с помощью остаточного зрения становится более полной, если поступает в комплексе с осязательной. Чрезвычайно важен слуховой анализатор.

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии.