+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Стрессоустойчивость в музыкальной школе

Автор: Соболевская Нина Александровна,

 

Стрессоустойчивость в музыкальной школе.

Целью данной работы является рассмотрение понятия - стресс, причин его появления и методах выхода из стрессовых ситуаций, проведение теста на уровень стресса среди учащихся музыкальной школы.

Задачи:

1.Анализ литературных источников, научных исследований и интернет-ресурсов, посвященных стрессу.

2.При помощи анкетирования выявить уровень стресса у учащихся Бердской детской музыкальной школы им.Г.В.Свиридова

3.Составить памятку о профилактике стресса.

Методы исследования:

● анализ литературы и интернет-ресурсов

● социологический опрос

● анкетирование

 

I.Стресс – это напряженное психологическое состояние человека, возникающее при сильном эмоциональном потрясении.

Причиной может быть деятельность в трудных, экстремальных ситуациях, необычная реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

Само напряжение не может быть ни плохим, ни хорошим. Жизнь, как движение, не может быть без напряжения. Потому что жизнь – это движение, а значит, стресс.

Известный специалист по стрессам Ганс Селье (1907-82) - канадский патолог. Он родился в Вене, 26 января 1907г. С 1932 в жил и работал в Канаде. Сформулировал концепцию стресса, ввел понятия адаптационного синдрома, болезней адаптации и др. Доказал, что малая доза стресса возвращает молодость, жизненные силы, вырабатывает навык справляться со сложными жизненными ситуациями.

Он писал: «Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческой машине».

Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

1 - стадия тревоги (alarm reaction) - немедленная мобилизация защитных ресурсов организма и одновременно угнетение тех функций, которые для выживания организма имеют меньшее значение. Фаза шока (гипоксия, артериальная гипотензия, мышечная гипотония и т.д.- фаза контршока.

2 - стадия резистентности (stage of resistance) - продолжается усиленная выработка адаптивных гормонов, усиливается секреция глюкагона, что тормозит продукцию инсулина, в результате чего значительно снижается уровень инсулина в крови.

3 - стадия истощения (stagе of exhaustion) - истощении пучковой зоны коры надпочечников, ее прогрессирующей атрофии.

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью.

Согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий. В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера.

II.Виды стресса.

1. Стресс полезный, известный, как понятие — Эустресс: вызванный позитивными эмоциями; стресс слабой силы, мобилизующий человека;

Эустресс, мобилизующий человека, является движущей силой в решении каждодневных задач, их планирования и необходим при полноценной жизни здорового организма. Это состояние именуется — «реакция пробуждения». Небольшой выброс адреналина нужен, чтобы быстро проснуться и настроится на полный планов предстоящий день, добраться до работы и с удовольствием, максимально эффективно поработать. По сути, данный вид стресса, сохраняет и поддерживает в нас жизнь.

Эустресс может превратиться в деструктивный — дистресс, при низком индивидуальном сопротивлении организма либо спровоцированном конкретном обстоятельстве.

2. Стресс вредный, известный, как понятие — дистресс:

●физиологический

●психологический

●кратковременный

●хронический

●нервный

Негативный вид стресса разрушительно действует на весь организм. Приступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения. А может являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма, с последующим угасанием

Дистресс может быть разных видов:

Симптомы стресса.

Стресс неизбежно оказывает определенное влияние на поведение, физическое и психическое состояние людей вне зависимости от пола и возраста. Можно выделить следующие общие признаки стресса:

● возникает неадекватная реакция на любую нестандартную и сложную ситуацию;

●раздражительность, беспричинный смех и прочие проявления повышенной возбудимости;

● неконтролируемое поведение;

●снижение физической и умственной активности, приводящее к неуспеваемости в учебе или на работе;

●нарушения сна и аппетита;

●критичность;

● подавленное настроение жалость к себе;

●снижение общего иммунитета, вследствие чего развитие различных заболеваний организма и обострение хронических патологий, таких как язвенная болезнь, гастриты и т.д.;

●головные боли;

● возможно пристрастие к спиртному или наркотикам;

При всем этом человек, испытывающий стресс, утверждает, что не в силах как-то изменить ситуацию и отказывается предпринимать какие-либо попытки наладить собственную жизнь.

Все симптомы стресса разделяются на четыре группы:

1. Поведенческие симптомы (увеличение употребления кофеина и алкоголя; ухудшение сна и ухудшение аппетита.),

2. Когнитивные симптомы (кошмарные сновидения; ухудшение памяти;),

3. Эмоциональные симптомы (чувство общего недомогания; растерянность; паника; страх; неуверенность;),

4. Физиологические симптомы (мышечное напряжение; углубление и учащение дыхания; учащенный пульс).

Существует такой термин как «стрессоустойчивость» – это способность человека выдерживать стрессовые нагрузки без негативных последствий для организма.

В повседневной суете, современные люди слишком часто сталкиваются со стрессом, однако ученые в этой области продвинулись не так далеко.

 

 

III. Дети, также как и взрослые, подвержены стрессу.

 

Обучение в музыкальной школе является труднейшим и трудоемким процессом, как для ребенка, так и для родителей. Родители, принимая во внимание торжественность и статусность выступления его ребенка, не всегда осознают, что стоит за этим.

Первый завышенный уровень тревожности возникает у учащегося музыкальной школы в первый год обучения: это адаптация к учебному процессу, его организации, отношение к преподавателям и соученикам, условиям обучения. На этом этапе (1-2 класс) дети, включаясь в учебу, перестраивают полностью свой жизненный режим, расставляют приоритеты, родители не всегда им в этом помогают. Но в основном помощь присутствует.

На этом этапе с пониманием и особой ответственностью преподаватель подходит к адаптации ученика в социуме музыкальной школы. Зачастую опытные педагоги так вводят ребенка в учебный процесс, что ни сам ребенок, ни его родители не осознают, насколько для их чада это время важное и трудное.  Для помощи родителей и преподавателей в нашей музыкальной школе работает служба психологической поддержки. Проводятся для нуждающихся детей тренинги, диагностика готовности к обучению в музыкальной школе, а также консультации.

Не все родители понимают необходимость этого тестирования, так как очень часто уверены только в своих силах, они думают, что лучше всех знают своих детей, и только они способны решить возникающие в процессе обучения проблемы.  Не всегда это так. Во многих случаях родители принимают собственные выводы и размышления, как результат их воспитания. На самом деле у детей свои мысли и рассуждения.

Когда же ребенок попадает в ситуацию выступления на сцене, возникает очередной стресс, который не под силу каждому.  Некоторые дети из-за боязни сцены, публичности бросают музыкальную школу, просто пасуют и сдаются перед трудностями. Без помощи взрослых здесь не обойтись. Не всегда родители могут помочь собственному ребенку.

Учащихся нашей школы мы начинаем показывать на конкурсах уже с первого класса, без этого никак не обойтись.  И это становление ребенка как музыканта, воспитание в нем трудолюбия, выдержки, стрессоустойчивости.

В среднем звене процесса обучения редко возникают ситуации повышения уровня тревожности. Наоборот, у учащихся снижается тревожность и возрастает уверенность в собственных силах.

Последний, самый сложный этап в становлении личности учащегося музыкальной школы, - это предвыпускной и выпускной классы. Если за время 7-8-9 лет обучения дети успевают выработать в себе противострессовые реакции, то обучающиеся по программе 1-4 даже не всегда осознают, что им дала музыкальная школа для их жизненного пути. Не всегда имеет место готовность к выступлению на выпускном экзамене. Как пример, можно вспомнить наших талантливых и замечательно трудолюбивых выпускников, у которых был просто сорвано выступление на экзамене по специальности (я имею в виду сольников).

Мы с вами уже на предыдущем педсовете в ноябре 2021 года говорили достаточно о подготовке к выступлениям наших учащихся, о работе с ними на обычных занятиях.

Но сегодня я хотела бы остановится на одном из факторов, который влияет на становлении музыканта- исполнителя. Это доверие к своему преподавателю. Работая с учащимися школы, в этом году я столкнулась с этой проблемой в очередной раз. Дети всю ответственность за выступление на сцене берут на себя, считают, что только они могут ошибиться, спаниковать или забыть ранее выученное. Они не понимают, что их учитель разделяет ответственность за их выступление вместе с ними и является их гарантом и поддержкой в сложнейших ситуациях концертно-исполнительской деятельности.

В этом случае задача преподавателя сформировать у родителей и учащихся своего класса уверенность в успешности совместной работы.

 

IV.В данном случае подводим итоги анкетирования учащихся на данном этапе обучения.

В группу для проведения анализа мы взяли результаты детей, которые проходили тестирования на начальном этапе обучения в возрасте 6-8 лет, которые поступили в школу 4 -8 лет назад.

Всего получилось 61 человек.

Из них успешно окончили музыкальную школу   20 участников.

Остались продолжать учиться в школе  24 участника.

Отчислены – 17 детей по разным причинам (переезд – 4, не успевают из-за загруженности в общеобразовательной школе- 10 человек, потеряли интерес к занятиям в музыкальной школе – 3 человека ).

В процессе исследования были проведены анкетирование и беседы как с родителями, так и детьми. исследуемую группу вошли 26 учащихся :

из них :   

8 класс – 1чел.- средний уровень

6 класс – 2 чел. (1- средний уровень, 1-отказ)

5 класс – 3 чел. – (1-низкий уровень, 2 – отказ)

4       класс – 12 чел.- (6 - средний уровень, 1-высокий уровень, 5-отказ)

          3 класс – 6 чел. – (2-высокий уровень, 4-отказ)

          2 класс -  1 чел.- средний уровень

          1 класс – 1 чел.- средний уровень

Низкий уровень стресса. Учащийся легко справляется с проблемами. К трудностям относится  рассудительно.

Средний уровень стресса. Ученик живет довольно напряженной жизнью, но получает от этого удовлетворение. Стресс ему пока не угрожает, но нужно периодически расслабляться.

Уровень стресса выше среднего. Ребенок находится в постоянном напряжении. Необходимо формировать у него философское отношение к неудачам. Учиться радоваться удачам.

Из них Уровень стресса выше среднего – 3 человека (1-выпускник)

Средний уровень тревожности –10 человек (5 выпускников)

Низкий уровень тревожности – 1 человек

Не пришли на анкетирование – 12 родителей  

Некоторые выдержки из исследования:

Сравнительный анализ уровня тревожности учащихся БДМШ им.Г.В.Свиридова

 

 

ФИ

Первый тест

Второй тест

Результат

1.        

Мальчик

7 лет. При волнении потеет, быстро расстраивается, сразу плачет, если что-то не получается. Сны – ужастики, но снов не боится. Не уверен в себе.   Любит больше совершенствовать начатое, чем браться за новое.

14 лет. Он  умеет владеть собственными эмоциями. Уровень самооценка соответственный.  Уверен в себе и своих действиях мальчик. Имеется небольшая скованность и тревожность при обстановки публичности (на сцене во время выступления, на уроках в музыкальной школе (сольфеджио, оркестр). Он считает, что его недооценивают взрослые. Его выводит из себя критика в его адрес. Чувства жалости к себе нет. Очень часто пытается отстаивать свою точку зрения. (Возрастное). Трудностей не боится, чувства страха нет.

Средний уровень стресса. Ученик живет довольно напряженной жизнью, но получает от этого удовлетворение. Стресс ему пока не угрожает, но нужно периодически расслабляться.

 

2.