Из опыта работы хорового концертмейстера
Автор: Потехина Елена Юрьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Костромы «Гимназия №28»
Статья
« Из практики работы хорового концертмейстера»
Подготовила
концертмейстер детских
хоровы коллективов
гимназии №28
Потехина Елена Юрьевна
Город Кострома 2022 год
Пояснительная записка.
На базе нашей гимназии уже почти 40 лет существует и успешно работает музыкально- эстетическое отделение. Учащиеся, наряду с общим образованием, получают и музыкальное образование. По окончании обучения и при условии сдачи выпускных экзаменов им выдается свидетельство установленного образца. Такие предметы музыкально-эстетического цикла, как хор, сольфеджио, МХК- включены в сетку основного расписания.
Заниматься хоровым пением учащиеся начинают с 1-го класса. В начальном звене организация хоровых коллективов происходит по параллелям: хор 1-х классов, хор 2-х классов и т.д. Ребята раз в неделю поют всем классом, так называемый «хоровой класс» и раз в неделю класс делится на две группы, занятие именуется «Хоровая группа».
Учащиеся 5-6 классов поют в коллективе «Кандидатский хор» У них раз в неделю занятия классом_- хоровой класс, и 2 раза в неделю сводные репетиции.
Начиная с 7 –го и заканчивая 10-м классом учащиеся расходятся на два старших хора:
хор «Апрель» и концертный хор «Благовест». Сводные репетиции в них проводятся 2 раза в неделю, у 7- х классов раз в неделю урок хора классом, а ,начиная с 8-го класса ребята раз в неделю посещают индивидуальные уроки, где разучивают хоровые партии. Все занятия, кроме индивидуальных, включены в основную сетку школьного расписания.
Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Деятельность концертмейстера объединяет в себе творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Моя концертмейстерская практика связана с различными хоровыми коллективами гимназии: Образцовый детский коллектив концертный хор «Благовест» (7-10 кл), «Кандидатский» хор (5-6 кл), хоровые классы начальной школы (1-4 кл.)
В должностные обязанности концертмейстера входит:
- содействие социализации обучающихся, формирование у них общей культуры;
- содействие развитию художественного вкуса, расширению музыкально-образных представлений и воспитанию творческой индивидуальности обучающихся;
- обеспечение профессионального исполнения музыкального материала на занятиях, экзаменах, концертах (спектаклях), конкурсах, фестивалях.
Работа концертмейстера хорового коллектива предполагает совместную педагогическую деятельность с руководителем этого коллектива.
Основными целями нашей работы являются:
- развитие общей музыкальной культуры в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений;
- создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
Основные задачи:
Образовательные:
· освоение знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
· освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
· формирование у учащихся основных вокально-хоровых навыков
Развивающие:
· развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
· развитие творческой активности;
· расширение музыкально-художественного кругозора детей;
· развитие у учащихся потребности в творческой деятельности
Воспитательные:
· формирование у детей интереса и любви к музыкальному искусству как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
· приобщение к сценической культуре, возможность продемонстрировать свои положительные стороны и творческие способности;
· организация культурного, интересного и полезного общения со сверстниками и взрослыми;
· формирование общечеловеческой системы ценностей; воспитание ответственности, патриотизма, чувства долга, взаимопомощи, коллективизма и организованности.
Исходя из обозначенных мною педагогических целей и задач, можно выделить общие для предметов музыкально-эстетического цикла задачи в работе концертмейстера и специфичные для конкретного предмета (в моей практике - это уроки хорового пения).
1. Хорошее владение роялем - как в музыкальном, так и в техническом плане
2. Общая музыкальная одаренность, наличие сформированного музыкального слуха, образного воображения.
3. Наличие определенных положительных психологических качеств, таких, как внимание, постоянный слуховой контроль. Внимание концертмейстера - это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не столько между двумя собственными руками, сколько относить к коллективу, с которым взаимодействуешь в данный момент. Слуховой контроль направлен на оценку качества исполнения учащихся, на звуковой баланс; следит за воплощением единства художественного замысла.
4. Умение охватить содержание и форму исполняемого произведения, артистично и вдохновенно воплотить замысел автора в своем исполнении. Моя задача – увлечь и заинтересовать учащихся своим исполнением, что, в свою очередь, является прекрасным средством развития эмоциональной сферы детей, основой их эстетического воспитания. На занятиях хора учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки. Таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается музыкальный слух и образное мышление.
5. Умение быстро осваивать музыкальный текст, чтобы на занятиях и репетициях исполнять его уверенно, грамотно, выразительно;
6. Мобильность, скорость и активность реакции, воля и самообладание – качества, необходимые для работы « в команде». Я стараюсь учитывать специфику преподавания своих коллег – руководителей коллективов, их темперамент, темп ведения занятия, манеру общения с концертмейстером и с детьми.
Работа концертмейстера с детскими хоровыми коллективами имеет свои особенности.
· Умение читать с листа хоровую партитуру и фортепианную партию любой сложности. При беглом взгляде на произведение мне необходимо понять значение реализуемых в нотах звуков, их роль в построении целого, оценить, что важно, а какие детали можно опустить при первом исполнении, не теряя гармонической поддержки и метро-ритмической пульсации; определить стиль и характер произведения, верный прием звукоизвлечения, взять нужный темп, верно распределить кульминации.
2 . Умение транспонировать нотный текст.
3. Подбор по слуху. В своей практике я часто использую этот навык, особенно в работе с хоровыми классами начального звена. Если разучиваемый музыкальный материал представлен только мелодией, мне необходимо подобрать гармоническое сопровождение, а затем желательно сделать аранжировку в соответствии с исполнительским планом той или иной песни, чтобы куплетная форма основного числа детских песен не превратилась в «однообразную шарманку» (по меткому выражению руководителя хора). Здесь в моей работе необходимо еще одно умение:
4. Навыки импровизации и композиции.
Концертмейстер любого творческого коллектива – помощник, единомышленник, «правая рука» руководителя этого коллектива. Работая в детских хоровых коллективах, я прикладываю максимум усилий, чтобы помочь руководителю быстрее, качественнее выполнять образовательные задачи. Я должна хорошо читать хоровые партитуры, чтобы в любой момент
- уметь выделить тот или иной голос (по просьбе дирижера либо самостоятельно, если слышу, что учащимся не удается чисто интонировать свою партию);
- показать звучание любых фрагментов произведения, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры;
- уметь совместить партитуру с сопровождением, определив главное и опустив менее значительные детали;
- уметь «на ходу», не останавливая движения музыки, переключаться с игры сопровождения на фрагменты партитуры в местах, где, я знаю, учащиеся еще недостаточно уверенно держат партию.
Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.)
Работа в хоровом классе требует от меня, как концертмейстера, специфических вокально-хоровых знаний, таких как:
-певческие приемы (цепное дыхание, вибрато, основы вокального интонирования);
-основы дирижерской техники. Я должна постоянно следить за жестами дирижера, играть « по его руке», уметь трансформировать звучание музыки в зависимости от дирижерских жестов, порой даже наперекор логике исполнения произведения.
Важным условием успешной концертмейстерской деятельности является сотрудничество, содружество концертмейстера с руководителем творческого коллектива. Здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что немалую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и преподавателя. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания. Взаимопонимание педагога и концертмейстера необходимо во всех сферах, на всех этапах работы (планирование, реализация программ, воспитательные и организационные моменты). Кроме того, уважительные отношения педагога и концертмейстера друг к другу являются важным воспитательным моментом, т.к. учащиеся, наблюдая за преподавателями, учатся культуре общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
Атмосфера на уроке, доброжелательное, уважительное отношение концертмейстера к учащимся, его внимание к их проблемам, настроению, самочувствию - еще один немаловажный фактор успешности педагогической деятельности. У концертмейстера есть возможность беседовать с детьми на переменах, а во время занятия, при необходимости, ободрить, поддержать ученика улыбкой, одобрительным кивком головы или, наоборот, посетовать на какие-либо недочеты.
Любая творческая деятельность интересна, на мой взгляд, самим процессом творчества, и направлена на достижение высоких результатов. Для концертмейстера или аккомпаниатора своеобразным подведением итогов работы, экзаменом на профессионализм являются выступления на концертных площадках.
Подводя некоторый итог своей деятельности в должности концертмейстера, мне хотелось бы отметить, что достижения наших исполнительских коллективов говорят об успешности освоения учащимися образовательной программы по хору. Наблюдая за детьми, я вижу, как от класса к классу, год за годом накапливаются их знания в области музыкальной грамоты, интонационно-образной природы музыки, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; совершенствуются вокально-хоровые навыки. Преподаватели хоровых дисциплин совместно с концертмейстером воспитывают в детях художественный вкус, музыкальную культуру, как часть их общей культуры, способствуют раскрытию творческого потенциала учащихся.
Залогом дальнейшего роста и совершенствования своей концертмейстерской деятельности я считаю поддержание высокого уровня владения инструментом, желание и стремление к познанию новой, неизвестной музыки, к знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах.