Технологическая карта урока "Среднее арифметическое нескольких чисел
Автор: Лодягина Юлия Андреевна
Тема урока: «Среднее арифметическое».
| 
 | 
 | 
Цель урока: формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении несложных задач.
Задачи:
1. научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»
2. формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
3. формировать умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят определение и правило среднего арифметического нескольких чисел;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование:
Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Технологическая карта урока
| Этап урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |||||||
| предметные | универсальные | |||||||||
| I. Организационный этап 
 | Здравствуйте, садитесь! Посмотрите на слайд. Я хочу, чтобы эти слова стали эпиграфом нашего урока. (слайд 1 ) 
 
 
 - Как вы понимаете эти слова? | Ответы учащихся | 
 | Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. 
 Познавательные осознанное и произвольное построение речевого высказывания | ||||||
| II Вводная беседа. Актуализация знаний | -Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета. Нужно найти значение данного выражения, но сначала необходимо вычислить слагаемые. Результат подскажет вам ответ на вопрос: «С именем, какого ученного связана тема нашего сегодняшнего урока?» -Ребята, а как оценивают спортсменов в настоящем спорте? 
 - А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний». 
 
 -А что «среднее» в математике можно найти? 
 - Назовите тему урока. 
 - Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока (слайд 3). 
 -Ребята, у вас на столах лежат карточки с таблицей. Заполните ее. (приложение 1) 
 -Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел? 
 - Что вы хотите узнать? 
 
 Это и будет нашими целями на урок. | Устный счет (задания на слайде 2) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Находят среднюю оценку 
 -«Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата и т.д.» -«Среднее чисел» -«Среднее чисел» 
 Записывают тему урока в тетради. 
 Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу 
 - ничего! 
 -«Что это такое?» «Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?» «Для чего применяется среднее арифметическое?» | Вспомнинают действия с десятичными дробями | Познавательные 
 Поиск и выделение необходимой информации 
 Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог 
 Регулятивные Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока. | ||||||
| III. Изучение нового материала 
 | 1. Работа над определением «среднего арифметического» 
 -Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел? 
 
 - Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел, решим задачу (слайд 4-6). -Составьте план решения задачи. 
 
 -А почему вы делили на 7, ведь этого числа не было в условии задачи. Что означает это число? 
 - Ребята, попытайтесь вместе с соседом по парте составить алгоритм нахождения среднего арифметического. Вывод: Мы нашли среднее арифметическое семи чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел. 
 2. Работа над определением «среднего арифметического» (слайд 7) 
 -Сформулируйте определение «среднего арифметического чисел». 
 
 
 
 
 - Откройте учебник на с.226, найдите определение «среднего арифметического». Прочитайте. - Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе. -Теперь расскажите это определение друг другу. Определение нужно запомнить! Для лучшего запоминания напечатанное определение вывешивается на доску (приложение 2) - В начале урока мы назвали имя выдающегося астронома, физика и математика Иоганна Кеплера. Понятие среднего арифметического впервые появилось в его научных работах, то есть считается, что он ввел понятие среднего арифметического. (слайд 8) | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Самостоятельно читают задачу, один – вслух 
 
 
 
 -Найти рост всех гномов, Разделить на 7 
 -7 гномов 
 
 
 
 
 Предлагают алгоритмы. 
 
 
 Алгоритм: «Найти сумму всех чисел» «Найти количество слагаемых» «Разделить сумму чисел на количество» 
 Определение: «Это частное суммы нескольких чисел на их количество» Учащиеся записывают формулу нахождения среднего арифметического нескольких чисел: Ср. арифметическое = (сумма слагаемых): (количество слагаемых) 
 -Читают: один вслух, остальные - про себя. 
 Рассказывают себе. 
 
 Рассказывают друг другу по очереди. 
 
 | Самостоятельно выводят определение среднего арифметического чисел. Составляют алгоритм в тетради. Выводят формулу нахождения среднего арифметического, опираясь на определение и алгоритм. | Познавательные 
 Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. 
 Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог 
 Регулятивные Целеполагание, выдвижение гипотез | ||||||
| IV. Первичное осмысление и закрепление знаний. 
 | -Давайте вернемся к спорту и оценим их результаты, как настоящих спортсменов. (слайд 9) 
 | Учащиеся, используя алгоритм, находят средний балл участницы, проговаривая порядок выполнения действий. | Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении задачи | Познавательные Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости). Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | ||||||
| V. Физкультминутка | - Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. (слайд 10) 
 
 - А сейчас давайте выполним несколько упражнений. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх, в стороны, вниз. Повторите 3 раза. - Сели все ровно, продолжим работу. | среднее арифметическое: 
 -Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.) Апельсина и лимона. (Грейпфрут.) -Пианино и баяна. (Аккордеон.) -Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.) -Носка и чулка. (Гольф.) Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | 
 | 
 | ||||||
| VI. Закрепление изученного на решении задач 
 
 | Выполнение заданий из учебника: №804(с последующей проверкой) (Учитель заранее с обратной стороны доски готовит ответы) Практическое задание «Рейтинг» -Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте,возьмите в руки карандаши. Посмотрите внимательно,на доске представлены ответы. Проверьте соседа и выставите оценку карандашом в тетрадь. 
 | Выполняют самостоятельно упражнения 
 
 
 Осуществляют взаимопроверку. | Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении упражнений из учебника. | Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. | ||||||
| VII Подведение итогов | -Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? 
 Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел. (слайд 11) | Учащиеся отвечают на вопросы учителя 
 Учащиеся заполняют пропуски в определении: Средним арифметическим нескольких чисел называется ………….. суммы нескольких чисел на ………… | 
 | Регулятивные Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности 
 Коммуникативные Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка | ||||||
| VIII Домашнее задание. | Задает дозированное домашнее задание | |||||||||