Технологическая карта урока "Среднее арифметическое нескольких чисел
Автор: Лодягина Юлия Андреевна
Тема урока: «Среднее арифметическое».
|
|
Цель урока: формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении несложных задач.
Задачи:
1. научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»
2. формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
3. формировать умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят определение и правило среднего арифметического нескольких чисел;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование:
Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Технологическая карта урока
Этап урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) |
Деятельность учителя |
Планируемая деятельность учащихся |
Развиваемые (формируемые) учебные действия |
|||||||
предметные |
универсальные |
|||||||||
I. Организационный этап
|
Здравствуйте, садитесь! Посмотрите на слайд. Я хочу, чтобы эти слова стали эпиграфом нашего урока. (слайд 1 )
- Как вы понимаете эти слова? |
Ответы учащихся |
|
Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
||||||
II Вводная беседа. Актуализация знаний |
-Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета. Нужно найти значение данного выражения, но сначала необходимо вычислить слагаемые. Результат подскажет вам ответ на вопрос: «С именем, какого ученного связана тема нашего сегодняшнего урока?» -Ребята, а как оценивают спортсменов в настоящем спорте?
- А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний».
-А что «среднее» в математике можно найти?
- Назовите тему урока.
- Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока (слайд 3).
-Ребята, у вас на столах лежат карточки с таблицей. Заполните ее. (приложение 1)
-Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел?
- Что вы хотите узнать?
Это и будет нашими целями на урок. |
Устный счет (задания на слайде 2)
- Находят среднюю оценку
-«Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата и т.д.» -«Среднее чисел» -«Среднее чисел»
Записывают тему урока в тетради.
Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу
- ничего!
-«Что это такое?» «Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?» «Для чего применяется среднее арифметическое?» |
Вспомнинают действия с десятичными дробями |
Познавательные
Поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Регулятивные Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока. |
||||||
III. Изучение нового материала
|
1. Работа над определением «среднего арифметического»
-Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел?
- Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел, решим задачу (слайд 4-6). -Составьте план решения задачи.
-А почему вы делили на 7, ведь этого числа не было в условии задачи. Что означает это число?
- Ребята, попытайтесь вместе с соседом по парте составить алгоритм нахождения среднего арифметического. Вывод: Мы нашли среднее арифметическое семи чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.
2. Работа над определением «среднего арифметического» (слайд 7)
-Сформулируйте определение «среднего арифметического чисел».
- Откройте учебник на с.226, найдите определение «среднего арифметического». Прочитайте. - Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе. -Теперь расскажите это определение друг другу. Определение нужно запомнить! Для лучшего запоминания напечатанное определение вывешивается на доску (приложение 2) - В начале урока мы назвали имя выдающегося астронома, физика и математика Иоганна Кеплера. Понятие среднего арифметического впервые появилось в его научных работах, то есть считается, что он ввел понятие среднего арифметического. (слайд 8) |
Самостоятельно читают задачу, один – вслух
-Найти рост всех гномов, Разделить на 7
-7 гномов
Предлагают алгоритмы.
Алгоритм: «Найти сумму всех чисел» «Найти количество слагаемых» «Разделить сумму чисел на количество»
Определение: «Это частное суммы нескольких чисел на их количество» Учащиеся записывают формулу нахождения среднего арифметического нескольких чисел: Ср. арифметическое = (сумма слагаемых): (количество слагаемых)
-Читают: один вслух, остальные - про себя.
Рассказывают себе.
Рассказывают друг другу по очереди.
|
Самостоятельно выводят определение среднего арифметического чисел. Составляют алгоритм в тетради. Выводят формулу нахождения среднего арифметического, опираясь на определение и алгоритм. |
Познавательные
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог
Регулятивные Целеполагание, выдвижение гипотез |
||||||
IV. Первичное осмысление и закрепление знаний.
|
-Давайте вернемся к спорту и оценим их результаты, как настоящих спортсменов. (слайд 9)
|
Учащиеся, используя алгоритм, находят средний балл участницы, проговаривая порядок выполнения действий. |
Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении задачи |
Познавательные Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости). Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
||||||
V. Физкультминутка |
- Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. (слайд 10)
- А сейчас давайте выполним несколько упражнений. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх, в стороны, вниз. Повторите 3 раза. - Сели все ровно, продолжим работу. |
среднее арифметическое:
-Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.) Апельсина и лимона. (Грейпфрут.) -Пианино и баяна. (Аккордеон.) -Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.) -Носка и чулка. (Гольф.) Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
|
|
||||||
VI. Закрепление изученного на решении задач
|
Выполнение заданий из учебника: №804(с последующей проверкой) (Учитель заранее с обратной стороны доски готовит ответы) Практическое задание «Рейтинг» -Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте,возьмите в руки карандаши. Посмотрите внимательно,на доске представлены ответы. Проверьте соседа и выставите оценку карандашом в тетрадь.
|
Выполняют самостоятельно упражнения
Осуществляют взаимопроверку. |
Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении упражнений из учебника. |
Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. |
||||||
VII Подведение итогов |
-Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?
Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел. (слайд 11) |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Учащиеся заполняют пропуски в определении: Средним арифметическим нескольких чисел называется ………….. суммы нескольких чисел на ………… |
|
Регулятивные Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
Коммуникативные Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка |
||||||
VIII Домашнее задание. |
Задает дозированное домашнее задание |