+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Обследование фонематического слуха дошкольника

Автор: Гетт Альбина Сергеевна

Обследование фонематического слуха дошольника

         1. Обследование звукопроизношения.

Проводится обследование произношения согласных  звуков изолированно и на материале слогов, слов, фразовой речи. Материал для обследования широко изложен в известных работах Г.В. Чиркиной (1992), Т.Б. Филичевой (1991), О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой (1999), Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой (1993) и других авторов. Ребенку предлагают произнести звук изолированно, назвать картинки, повторить за экспериментатором слова и фразы, используют и результаты наблюдения за инициативными высказываниями ребенка. Данные обследования фиксируются в таблице, затем дается балльная оценка сформированности звуковой стороны речи.

Оценка:

5 баллов – все звуки произносит правильно;

4 балла – один-два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи ребенок произносит эти звуки неправильно, но при указании на ошибку исправляет ее;

3 балла – нарушено произношение группы звуков, но не более пяти;

2 балла – нарушено произношение двух-трех групп звуков, но не более 10;

1 балл – нарушено произношение более 10 звуков.

Кроме количественной оценки состояния звукопроизношения, мы уделяли большое внимание и качественному анализу, отмечая особенности артикулем звуков и характер их звучания,

Обследование фонематического слуха

Данные методики обеспечивают возможность комплексного изучения уровня развития фонематического слуха детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 

Методика № 1 «Неречевые звуки»

Цель: различение неречевых звуков.

Описание:  в одинаковые металлические баночки насыпаны сыпучие продукты – гречка, манная крупа, горох, фасоль. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Затем, по очереди встряхивая коробочки, ребенок должен отгадать, что в ней.

Оценка результатов:

1 балл за каждый правильный ответ. За неправильный ответ 0 баллов.  Максимальное количество баллов по данной методике 4 балла.

Методика № 2 «Высота и сила голоса»

Цель: различение высоты и силы голоса.

Описание:  Взрослый предлагает ребенку образцы изменения одного звукокомплекса по высоте и силе: говорит «МЯУ» громко (кот рядом и просит есть), тихо (кот за дверью), высоким голосом (маленький котенок), низким голосом (старый кот), затем поочередно воспроизводит каждый из образцов, а ребенок должен распознать его.

Оценка результатов:

1 балл за каждый правильный ответ. За неправильный ответ 0 баллов.  Максимальное количество баллов по данной методике 4 балла.

Методика № 3 «Выделение слогов»

Цель: выделение данного слога из ряда предложенных слогов.

Описание: выделить слог [ca] из ряда слогов [за], [са], [ша], [ca], [жа], [ша],  [са], [ща],  [ча],   [са]. Услышав заданный слог, поднять фишку.

Оценка результатов:

1 балл за каждый правильный ответ. За неправильный ответ 0 баллов.  Максимальное количество баллов по данной методике 4 балла.

Методика № 4 «Различение слогов»

Цель: повторить цепочки слогов с оппозиционными звуками.

Описание: воспроизвести за взрослым в заданной последовательности цепочки слогов, состоящие из акустически сходных звуков, а именно           [па-ба-па], [да-та-да], [жа-са-жа], [са-ша-са]. Проговаривая слоги, логопед экраном прикрывает губы.

Оценка результатов:

1 балл за каждый правильный ответ, за неправильный ответ 0 баллов. Максимальное количество баллов 4.

Методика № 5 «Выделение звуков»

Цель: выделение данного звука из звукового ряда.

Описание: выделить звук [c] среди звуков [т], [ц], [с], [ч], [з], [с], [ш], [р], 

 [с], [л], [с]. Услышав заданный звук, «поймать» его в ладошки.

Оценка результатов:

1 балл за каждый правильно выделенный звук – выделение данного звука при однократном произнесении звукового ряда с использованием экрана. За неправильный ответ 0 баллов.  Максимальное количество баллов по данной методике 4 балла.

Высокий  уровень развития фонематического слуха:

17 - 20  баллов – ребенок различает неречевые звуки, самостоятельно выделяет звук из звукового ряда, слог из предложенных слогов, воспроизводит в заданной последовательности акустически сходные слоги.

Средний уровень развития фонематического слуха:

14-16 баллов – ребенок различает не все неречевые звуки, допускает 1-2 ошибки, когда выделяет звук из звукового ряда, слог из предложенных слогов, при воспроизведении в заданной последовательности акустически сходных слогов.

Низкий уровень развития фонематического слуха:

13 баллов и ниже - ребенок допускает много ошибок при различении неречевых звуков, выделении звука из звукового ряда, слога из предложенных слогов, при воспроизведении в заданной последовательности акустически сходных слогов.

Обследование звукового анализа.

Методика № 1 «Выделение звука в позиции начала слова»

Цель: выделение звука из слова в позиции начала слова.

Описание: взрослый называет слово, а ребенок определяет, на какой звук оно начинается. Слова: имя, астра, кофе, салат, шалаш, рыба, лампа, трамвай, цапля, жук.

Оценка результатов:

1 балл за каждый правильно выделенный звук. За неправильный ответ 0 баллов.  Максимальное количество баллов по данной методике 10.

Методика № 2 «Выделение звука в позиции конца слова»

Цель: выделение звука из слова в позиции конца слова.

Описание: взрослый называет слово, а ребенок определяет, на какой звук оно заканчивается. Слова: тепло, лиса, слон, тигр, укус, мышь, паук, орел, крот, суп.

Оценка результатов:

1 балл за каждый правильно выделенный звук. За неправильный ответ 0 баллов.  Максимальное количество баллов по данной методике 10.

Методика № 1 «Выделение звука в позиции середины слова»

Цель: выделение звука из слова в позиции середины слова.

Описание: взрослый называет слово, а ребенок определяет, есть ли в нем заданный звук. Задания: есть ли звук [с]  в словах: оса, шапка, усы, роза; есть ли звук [р]  в словах: урок, салат, Ира; есть ли звук [ш]  в словах: лошадь, крыша, ваза.

Оценка результатов:

1 балл за каждый правильный ответ. За неправильный ответ 0 баллов.  Максимальное количество баллов по данной методике 10.

Методика № 4 «Определение количества звуков в слове»

Цель: определение количества звуков в слове.

Описание: взрослый называет слово, а ребенок определяет, сколько в нем звуков. Слова: оса, усы, роза, коза, танк, паук,  салат, крыша, ваза, гроза, куст.

Оценка результатов:

1 балл за каждый правильный ответ. За неправильный ответ 0 баллов.  Максимальное количество баллов по данной методике 10.

Методика № 5 «Определение последовательности звуков в слове»

Цель: определение последовательности звуков в слове.

Описание: логопед говорит слово, а ребенок называет по порядку составляющие его звуки. Слова те же, что и в предыдущем задании: оса, усы, роза, коза, танк, паук,  салат, крыша, ваза, гроза, куст.

Оценка результатов:

1 балл за каждый правильный ответ. За неправильный ответ 0 баллов.  Максимальное количество баллов по данной методике 10.

Высокий  уровень развития звукового анализа:

45 -50 баллов – ребенок выделяет звуки в позиции начала, конца и середины слова, определяет количество и последовательность звуков в слове, лишь изредка допуская ошибки.

Средний уровень развития звукового анализа:

35 – 44 баллов – ребенок выделяет звуки в позиции начала, конца и середины слова, определяет количество и последовательность звуков в слове, лишь допуская 1-2 ошибки в каждом задании.

Низкий уровень развития звукового анализа:

34 балла и ниже - ребенок выделяет звуки в позиции начала, конца и середины слова, определяет количество и последовательность звуков в слове, но допускает много ошибок.