Портфолио как одна из форм оценивания
Автор: Брынских Светлана Александровна
Портфолио - как одна из форм оценивания
личностных достижений обучающихся на уроках английского языка .
Современные условия жизни постоянно требуют от образовательного процесса внедрения новых форм работы, мотивирующих обучающихся на изучение предмета. Очень важно, когда дети могут не просто получать и применять новые знания, но и видеть динамику своего развития, успеха, анализировать свои собственные достижения или неудачи. На мой взгляд, портфолио обучающегося является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.
Оно реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий; позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Особенностью портфолио является то, что его можно использовать и как внешнюю оценку, и как внутреннюю форму самоанализа, самооценки и проектирования индивидуальной траектории саморазвития самого обучающегося.
Виды портфолио.
Портфолио можно рассматривать и как технологию, и как продукт.
Портфолио как технология основано на аутентичном оценивании результатов образовательной деятельности.
Аутентичное оценивание - это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности, предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни.
Портфолио как продукт может рассматриваться в качестве:
-портфолио документов, т.е. документированные индивидуальные образовательные достижения. Это дает возможность как качественно, так и количественно оценить материалы портфолио, но не описывает процесса индивидуального развития личности, разнообразия ее творческой активности.
- портфолио работ - это собрание различных творческих и проектных работ обучающихся: участие в конкурсах, олимпиадах, спортивные и художественные достижения. Портфолио работ предполагает качественную оценку таких параметров, как полнота, разнообразие, убедительность материалов, дает представление о динамике учебной и творческой активности, но портфолио работ не может войти в образовательный рейтинг личности в качестве суммарной составляющей.
- портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения личности к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, а также письменный самоанализ самого ученика. Это дает возможность включить механизмы самооценки обучающегося, что повышает степень осознания процессов, связанных с обучением и развитием. Основная сложность заключается в формализации и учете собранной информации.
- портфолио - отчет по процессу обучения заключается в описании того, что обучающийся узнал, чему научился, т.е. его взаимодействие на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях.
Итак, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Структура портфолио.
Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае.
В своей работе я использую классический портфолио, который состоит из четырех разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения».
Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике - авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, и т.п. Здесь обязательно помещается вступительная статья – обоснование, где сформулирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио в данный раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автора по поводу представленных в портфолио работ.
Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал и т.д., одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося - создателя портфолио. Иными словами, «Коллектор» - это своего рода копилка материалов и информации, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в архив, другой портфолио или не будет привлекаться совсем.
Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые выполняются учеником. Следует отметить, что учебники издательства «Просвещение», в частности «Звёздный английский», даёт обучающимся возможность создавать творческие проекты для данного раздела.
В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.
В данный раздел можно включить и социальную практику обучающихся. Включает в себя данные обо всех видах социальной практики, в которой активно принимают участие обучающиеся. Например, кружки, секции, социальные проекты, оказание помощи нуждающимся. Участие конкретного ученика в каком-либо виде социальной деятельности подтверждается родителями, классным руководителем, работниками системы дополнительного образования, представителями общественности в различной форме.
Внутри этих разделов могут выделяться рубрики, помогающие систематизировать материал и формирующие структуру раздела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики – это тот материал, который является принципиально важным для данного портфолио и должен быть у учащегося. Свободно выделяемые рубрики позволяют индивидуализировать содержание, структуру, объем портфолио.
Количество обязательных рубрик должно быть строго ограниченным – необходимым и достаточным для отражения особенностей портфолио, оно оговаривается отдельно.
Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере освоения учащимися способа организации портфолио.
Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чем свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать на основании, какие ошибки допущены и что с ними делать…). Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося.
Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса.
Алгоритм запуска портфолио.
Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним и т.п.). Это позволит организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появится чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.
В портфолио обычно выделяются вариативная часть, которая наполняется материалами по выбору ученика, и инвариантная, которая задается учителем с различными дидактическими целями (в том числе и с целью оценки образовательных результатов). Работа может быть организована в несколько этапов, например, последовательно могут создаваться отдельные разделы и рубрики портфолио.
Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:
мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио,
определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся,
определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы,
определение общей структуры портфолио,
определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев),
определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки