Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы, направленные на реализацию новых ФГОС
Автор: Шорова Мариет Мухарбиевна
Представление педагогического опыта
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 5 им.Героя Советского Союза А.Ю.Кошева Шоровой Мариет Мухарбиевны
по проблеме:
«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы, направленные на реализацию новых ФГОС».
Я, Шорова Мариет Мухарбиевна, учитель русского языка и литературы. Закончила филологический факультет АГУ.
С 1994 года работаю в данной в школе.
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно. Этим занимаемся мы, учителя.
Один из принципов моей методики - отстаивание собственной точки зрения учащимися.
Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их.
В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, лекция, исследование, путешествие, презентация с использованием компьютера.
И поэтому тему самообразования выбрала, связанную с современными технологиями: «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы, направленные на реализацию новых ФГОС».
Включаю в программу обучения разделы, которые позволяют учащимся показать их творческие способности. Предлагаю ребятам подобрать дополнительный материал по теме и оформить рефераты.
На уроках русского языка вовлекаю учащихся в доступную им творческую деятельность. Ученики распечатывают таблицы, делают доклады, шутки, кроссворды.
Например, учащимся предлагается вставить в текст упражнения буквы - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. При письменном выполнении задания видны, какие орфографические правила трудны для данного конкретного ребенка: именно они выделяются при составлении упражнения.
Концентрируют внимание этимологические задачи. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. Ребята узнают, что порох – слово прах, порхнуть.
Интересно на уроках происходит толкование языковых терминов. Ребята отмечают, что имя прилагательное – это часть речи, которая «прилагается» к существительному, всегда сопутствует ему. Смотрим у Даля: «Прилагательное - имя, причастное к существительному для обозначения свойств или качеств его». Сами учащиеся могут найти дать неожиданные и оригинальные толкования языковых терминов.
Ученики создают иллюстрации к урокам русского языка «Грамматика в рисунках».
Эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, потому что они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.
При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа. На уроках использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные. Подготовка к творческой работе ставила своей целью не только закрепление навыков использования в речи изученного материала, но и повторение пройденного.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.
Тесно связана литература с историей. Из литературы можно почерпнуть многие исторические сведения о быте того или иного времени или той или иной страны, об исторических личностях, военных событиях и т.д. Читая литературу определенного периода времени, мы словно бы погружаемся в этот период.
Музыку можно использовать при изучении как поэтических, так и прозаических произведений. Просто предлагаю послушать музыку, постараться уловить ее характер, изменения и попытаться передать свои ощущения, чувства, ассоциации. Дети всегда улавливают печаль и радость, темы любви и смерти; отмечают изменения в характере музыки.
При изучении определенно – личных и неопределенно – личных предложений использую связь с технологией (рецепты приготовления блюд) и физикой (инструкции по использованию компьютера).
Дифференцированный подход помогает реализовать творческие возможности всех учащихся.
Например, при изучении темы «Односоставные предложения» предполагаются дифференцированные творческие задания на уроке: 1) придумать односоставные предложения; дать синонимичное двусоставное предложение; 2) написать творческую работу, используя односоставные предложения.
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения (вызов - осмысление содержания - рефлексия) в совокупности с целым набором приёмов и методов.
Возможно назвать РКМЧП новым подходом, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении.
Пользуясь алгоритмом, заполняем таблицу. Использую кластер, фишбоун, синквейн.
Прием «Инсерт». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.
Пометки могут быть следующие:
– Знаком «минус» (-) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
– Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Рефлексия учебной деятельности. Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?
Чему был посвящен урок? Какие затруднения мы испытали? Что помогло нам их преодолеть?
Очень интересен «Графический органайзер», суть которого заключается в том, что ученик при повторении и закреплении темы имеет возможность сравнить черты новых и менее известных аспектов с теми, которые являются более знакомыми:
Части речи |
Изменяются |
склонение |
именные части речи |
простые |
сложные |
Род число падеж |
|||||
1. Имя существительное |
- + + |
+ |
+ |
-- |
+ |
2. Имя прилагательное |
+ + + |
+ |
+ |
-- |
+ |
3. Имя числительное |
некоторые - + |
+ |
+ |
+ |
+ |
Игровые приемы дают простор творческому развитию. Например, игра «Письмо литературному персонажу», «Помоги героям», «Цепочка». В 8 классе при изучении «Капитанской дочки» провела игру «Таинственный конверт» , где предлагала группам угадать, какому литературному герою принадлежит конверт, называя вещи, которые в ней лежат.
Оценивается уровень усвоения изученного материала: ученикам предлагается ответить на вопросы «Заморочки из бочки».
Дети всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие качества: воображение, фантазию.
Современную школу невозможно представить без процесса информатизации. Именно компьютер сейчас является союзником в проведении уроков. Его можно использовать и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Но задачи, стоящие перед учителем – словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Применение компьютера позволяет повысить мотивацию учащихся к учёбе, разнообразить учебный процесс, наполнить уроки новым содержанием, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развить любознательность, повысить качество усвоения материала, наглядно представлять материал.
На уроках литературы работаю над анализом лирических произведений. Особая трудность состоит в том, что научить понимать стихи нельзя, продиктовав, например, план анализа. Пока не попробуют самостоятельно проанализировать стихотворение, не почувствуют трудности, не поймут своих ошибок, они не научатся сложнейшему виду анализа – анализу лирического текста.
Интересна, например, парная работа, когда на каждую парту раздаются два-три законченные по смыслу напечатанные строчки стихотворения и предлагается объяснить свое видение образов, определить, какими изобразительно-выразительными средствами пользовался автор.
Уроки русского языка и литературы представляют большие возможности для развития творческих способностей детей. Результатами работы в этой области являются отсутствие боязни у детей при написании сочинений, интерес к творческим занятиям, пробуждение интереса к чтению, что особенно важно сейчас, когда многие учащиеся перестают читать художественную литературу.
Домашнее задание обязательно дифференцированное. Задания для умников и умниц исследовательской методике могут быть различными. (Например, лингвистическая сказка. (опережающее задание для сильного ученика).
Сегодня, я считаю, компьютер на уроках необходимое средство обучения. Очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет заинтересовать учащихся.
Очень помогают мне в этом диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия, презентации с дидактическим и раздаточным материалом по русскому языку для 8-9 классов.
Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом - рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях - демонстрационные программы, которые позволяют до учащихся теоретические сведения. Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.
Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися.
Создание презентаций - процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.
Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся.