+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Двигательные дефекты игрового аппарата, возникающие при обучении игре на фортепиано и способы их устранения

Автор: Волкова Елена Викторовна

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Несмотря на тщательную работу по организации игрового аппарата, у детей возникают различные двигательные дефекты, как легко, так и трудноустранимые. И здесь самое главное - это набраться терпения как педагогу, так и ученику, педагогу вовремя увидеть дефект и принять меры по его устранению, а ученику очень запомнить и понять, как и когда он играет неправильно, а как и когда правильно.

Иногда нeдоcтaтки в пиaниcтичecком aппaрaтe не обусловлены какими-либо причинами, но чаще они бывaют следствием eго нeпрaвильной оргaнизaции. Оргaнизовaть один рaз и нaвceгдa  пиaниcтичecкий aппaрaт нeвозможно. Ведь ребенок растет, развивается физически, меняется и растет рука, изменяются и конфигурация ладони, и относительная длина ладони и пальцев. Каждое новоe произвeдeние cтaвит пeрeд мyзыкaнтом и новыe зaдaчи, a это знaчит, что рaботa нaд aппaрaтом продолжaeтcя поcтоянно. И вот уже необходимо заниматься не только его организацией, но и освобождением, устранением возникающих дефектов.

Угловатые, скованные движения рук отрицательно сказываются на исполнении. Нарушается певучесть, звучание становится неровным, появляются толчки, плохое соотношение звучания мелодии и аккомпанемента, возможны остановки, нет контакта с клавиатурой, инструмент «не звучит». Возникает быстрая утомляемость рук, болезненность при игре. Не выигрываются пассажи, заметны любая смена позиций, подкладывание первого пальца, затруднения и подчас невозможность использования вращательных движений кисти, страдает техническая сторона исполнения. Негибкость, отсутствие пластичности, статичность позы, напряжение в шейных, лицевых, мышцах плечевого пояса, судорожное дыхание, невозможность во время игры расслабиться, принять удобную естественную позу – всё это отдаляет и «отделяет» исполнителя и от слушателей, и от произведения. И уже нет речи ни о восприятии, ни о передачи художественного образа.

Как для освоения всех навыков игры на фортепиано, так и для устранения  дефектов, коррекции тех или иных недостатков решающее значение имеет правильная, удобная  посадка. Она дает возможность выработки всех движений рук, простых и экономичных, естественных, возможность сохранять необходимую свободу во время исполнения.

1.                   Общая скованность. Причины -чаще всего психологический момент, боязнь публики, недостаточные занятия, недостаточное развитие технической базы.

2.                   Скованность плеча. Проявляется и образуется в начальный период обучения. Возникает иногда у пассивных, имеющих лишний вес детей, также и из-за близкой посадки. Необходимо сразу же принимать меры, т. к. иначе будет тормозиться техничность, качество звучания, возникнут исполнительские проблемы. Надо делать зарядку, упражнения, дирижировать. Можно играть в далеких позициях, подальше от инструмента. В   1-2 кл. подбираются этюды и пьесы на вращательные, объединяющие движения,  и делать их нужно преувеличенно. Аккорды тоже играть с преувеличением, с утрированием взятия и отпускания.

3.                   Скованность кисти. Появляется колкое, стучащее звучание, руки быстро утомляются. Трудно играть полифонию и кантилену. Дефект проявляется не сразу, обнаруживается к 3-4 классу. Рука должна работать без расхлябанности. Способ «Лягушка»: ставим 1 и 5 пальцы на квинту, а 3 палец крутым снятием поднимает руку. Играем короткие арпеджио вверх «до-соль-до-соль» 1-2-1-2, 1-3-1-3.

4.                   Тряска руки. Чаще проявляется на 3-4 г. обучения. Иногда рекомендуется снять всю программу, кроме полифонии и кантилены. Корни появления  неустойчивости запястья, усиления его вибрации лежат в периоде освоения штриха legato. Зажатость суставов запястья, его вибрация «подменяют» самостоятельные, активные движения пальцев. Как только появляется цепкость, положение улучшается. Начинают работать пальцы - исчезают частые движения, тряска. Стоит вернуться к начальным упражнениям над legato, поиграть «короткие линии» на одном движении руки. Либо попробовать временно отказаться от опертой игры, исполняя быстрые линии «легким» legato (leggiadro,  leggiero), так, чтобы центр тяжести лежал бы не в «нервном» ударе, а в легком и свободном снятии пальца с клавиши. Не стоит давать длинные произведения на выдержку. Лучше взять небольшие упражнения на смену движения рук, на смену штрихов, т.к. однотипность лишь усиливает тряску. Порой стоит отказаться, «снять» диатонические и хроматические гаммы, «дать» больше вращательных, объединяющих движений. Пальцы держать ближе к инструменту. Тщательный слуховой контроль.

5.                   Прямые плоские пальцы, сползание на край клавиатуры, заниженное запястье. Образуются и устраняются в самом начале, даже в период освоения non legato. Причина в том, что детям свойственно на клавиатуре искать точку наименьшего сопротивления- кончик, край клавиши. Надо поиграть интервалы с черными клавишами. Нужно, чтобы ребенок понимал позиции 1 и 5 пальцев – внутри клавиатуры. Педагог должен поддерживать кисть играющего ребенка. Можно поиграть кусочки хроматической гаммы. Чтобы поднять запястье, надо чуть отвести в сторону локоть.

6.                   Дефекты1 и 5 пальцев. Дефект 5-го очевиден, палец поднимается, у 1 проявляется плохо, движения 1 подменяются движением руки. Играть интервалы с 5. Еще одно упр. как и для 5, так и против тряски: удерживая одним пальцем клавишу, другими играть мелодии. Для 1: с силой раскрыть кисть, без встречного движения других пальцев достать 1 до основания мизинца.

7.                   Виды плохого legato: Склейка пальцев.  Для активизации пальцев играть трель. «Разорванное» legato. Надо играть legato преувеличенно.

8. Природный дефект 1 пальца - проваленная пястная косточка, либо слабая подвижность  пястной кости большого пальца, что тоже замедляет процесс автоматизации его пианистических движений. Нужно делать регулярную гимнастику 1-м вне инструмента, приближая конец 1-го к основанию 5-го и удаляя его на предельное расстояние от остальных.

9. Неустойчивость 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев в концевых суставах, отсутствие мышечной организованности свода: прогибающиеся внутрь ладони пястно-кистевые суставы. Этот дефект называют часто «продавливанием косточек». Прогиб ногтевых фаланг – они лишены цепкости. Цепкое прикосновение создает резкое, мгновенное сокращение мышц. Это ощущение можно создать с помощью упражнения «пальцы здороваются» и подготовительного упражнения к игре весом руки, когда рука ученика висит на реке педагога, зацепившись за неё ногтевой фалангой. Мышцы ногтевой фаланги в этом упражнении максимально сокращены (крепость конца пальца) при полной свободе вышележащих частей рук. ученику наблюдать за действиями ногтевой фаланги, способом звукоизвлечения. Применяем упр. на скольжение. Два пальца ставятся на клавиши в интервале секунды, терции или кварты и производится скольжение «от себя» или «к себе», сохраняя правильную форму пальцев.

10. Напряжённость, малоподвижность большого пальца, не занятого в игре, игра всей длиной пальца при активной помощи запястья. Зачастую большой палец, некоторое время не участвующий в игре, переходит в напряжённое состояние, он напряжённо отводится далеко от     2-го пальца или подводится под ладонь. Для борьбы с этим дефектом очень полезно играть связные фигуры 2-м, 3-м, 4-м пальцами, при этом большой палец выводится за пределы клавиатуры, далее свободно опускается, свешивается. Упражнения для 1 пальца: а) круговые движения 1 пальца; б) катаем воображаемые хлебные шарики 1-2; 1-3; 1-4; 1-5 пальцами; в) слегка прижимать подушечки 2-5 пальцев к 1-му, как бы прощупывая их

11. Напряжённо поднятые плечи. Следствие отсутствия опоры в пальцах. Подъём плеча как охранительный рефлекс неосознанно облегчает давление руки на слабые пальцы. Упражнения: а) поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно их опустить; б) описывать круги предплечьем вперёд, назад; в) дуговые переносы рук на крышке рояля - от середины к самым краям.

12. Зажатый, лишённый эластичной подвижности локтевой сустав. Причина

в неестественном, неудобном положение – локоть далеко отведен от корпуса. Из-за необходимости постоянно поддерживать локтевой сустав создается напряжение, исчезает свобода действий. Нужно привести локоть в нормальное положение: плечо (от плечевого сустава до локтевого сустава) - в свободном положении вдоль корпуса. Локтевой сустав должен быть подвижен, он меняет своё положение в зависимости от пианистических ситуаций.

Указанный выше перечень приёмов исправления дефектов постановке руки не является полным, исчерпывающим. Многие способы исправления дефектов организации игрового аппарата  возникают в процессе педагогической работы с учащимися на уроке и полностью связаны с индивидуальностью каждого юного исполнителя и его рук.

Вместе с интересом к музыке надо столь же тщательно прививать и любовь к работе. Развитию исполнительских навыков юного пианиста способствуют и такие условия, как обучение на основе формулы «вижу – слышу – играю». И всё же прежде всего мы  открываем ученику чудесную страну музыки, помогаем полюбить ее.

Поэтому свою работу хочу закончить словами Натана Перельмана: «Учителя и учительницы фортепиано! Начинайте не с постановки руки, а с постановки души: как известно, у пианистов она помещается в крохотных кончиках пальцев»