+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект урока физики в 9 классе "Колебания" (Повторение и обобщение изученного)

Автор: Марашова Гульнара Айсеевна

Муниципальное Образовательное Учреждение «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1» 

 

 

 

 

 

 

Урок физики в 9 классе по теме «Колебания». 

(Повторение и обобщение изученного материала). 

Провела: Марашова Гульнара Айсеевна, 

учитель физики МОУ «Лямбирская СОШ №1». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока.  

 

Повторение и обобщение по теме «Колебания».  

 

Цели урока: 

 

-Образовательные: повторить и обобщить пройденный материал, показать большую роль в нашей жизни колебаний, рассмотреть разнообразные явления, в которых они играют полезную и вредную роль. 

 

-Воспитательные: воспитывать умение высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, умение взаимодействовать друг с другом, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, умение  работать в парах; воспитывать уважительное отношение к труду ученого, инженера, конструктора, врача, учителя. 

 

-Развивающие: развивать мышление, внимание, познавательную активность. 

 

Тип урока: Повторение и обобщение изученного материала. 

 

Демонстрации: маятники (нитяной и пружинный), камертон, показ макета двигателя внутреннего сгорания, гитары, запись электрокардиограммы(ЭКГ).  

 

Необходимое техническое оборудование: компьютер,  интерактивная доска, мультимедийный проектор. 

 

Базовый учебник: А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, Физика- 9 кл. 

Урок ориентируется на « Примерную программу основного общего образования по физике. 7-9 классы » под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике. 

 

План урока: 

Вступительное слово учителя.  

Повторение знаний о колебаниях( использование рисунков, демонстраций, опытов) 

Физический диктант на повторение формул. 

Решение задач на применение колебательного движения. 

Составление обобщающей таблицы. 

Домашнее задание. 

Итоги урока. Заключительное слово учителя. 

 

      

Структура урока:  

 

 

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Время(в мин.) 

1 

Вступительное слово учителя 

Постановка целей и задач урока. Объявление значимости темы. 

Пробуждение мотивации, подготовка к восприятию для достижения целей урока. 

2 

2 

Повторение знаний о колебаниях 

Демонстрация опытов, показ слайдов, воспроизведение дополнительного материала 

Наблюдение, анализ, получение ответов, сообщения.  

15 

3 

Физический диктант на повторение формул 

Диктовка формул, наблюдение за работой учащихся, показ верных ответов 

Запись ответов на проверочных  листках, сравнение с правильными ответами на доске,  взаимопроверка. 

5 

4 

Решение задач на применение колебательного движения 

Координация решения задач 

Анализ условия задачи, поиск верного решения,  самостоятельное составление задачи при помощи имеющегося оборудования, применение знания формул к практическому решению задач 

12 

5 

Составление обобщающей таблицы 

Составление таблицы 

Систематизация знаний, применение жизненного опыта, составление таблицы,  анализ значимости колебаний в жизни 

6 

6 

Домашнее задание 

Обзор путей выполнения 

Запись домашнего задания 

2 

7 

Итоги урока. Заключительное слово учителя.  

Подведение итогов, выставление отметок, анализ результатов урока. 

Анализ результатов урока. 

3 

 

 

Ход урока: 

 

1. Колебательное движение- один из самых распространенных движений в природе. Изучение колебаний- это мощный инструмент познания, универсальный ключ ко многим тайнам природы. Академик Л. И. Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия по существу были колебательными.  

 

Сегодня на уроке вы должны вспомнить все, что знаете о колебаниях, и в конце урока ответить на вопросы: какую роль в нашей жизни играют колебания? Что они нам приносят: пользу или вред?    

 

2. Вопросы на повторение: 

 

Что такое колебание? Какой это вид движения? 

Что нужно сделать, чтобы тело совершало колебательное движение?   

Приведите примеры колебательных движений . 

Учитель: 

Совершенно верно: движение иглы швейной машины, качелей, маятника часов, музыкальных инструментов(показ гитарных струн), вагона на рессорах, веток дерева при ветре, поршня в двигателе внутреннего сгорания, насекомые машут крыльями при полете, высокие здания колеблются под действием ветра(Амплитуда колебаний вершины Эйфелевой башни в Париже высотой 300метров при сильном ветре около 50 см.),колебания земной коры при землетрясениях. Из очага землетрясения исходят волны разных типов, и каждый тип вызывает в породах свой вид колебаний. Регистрацию и запись колебаний земной поверхности, вызванной сейсмическими волнами, осуществляют с помощью приборов, называемых сейсмографами. Они состоят из маятника и регистрирующего устройства. Во время землетрясения барабан вздрагивает, и перо вычерчивает график, называемый сейсмограммой. Ежегодно на земном шаре регистрируют сотни тысяч землетрясений, Большинство из них относится к слабым, однако, наблюдаются и такие, которые нарушают целостность грунта, разрушают здания и ведут к человеческим жертвам.  

В вашем организме сердце совершает колебания, от частоты которых зависит ваше самочувствие. Запись этих колебаний называется ЭКГ  (показ графиков ЭКГ, на одном из них наблюдается аритмия сердца-увеличенная амплитуда колебаний. ) 

При ваших ответах и разговоре колеблются голосовые связки и с помощью этого мы способны к общению. Некоторые оперные певцы благодаря силе своего голоса могут творить чудеса. Так, Карузо мог голосом разбивать стаканы, а когда пел Шаляпин, звенели хрустальные подвески на люстрах.  

Какова общая черта колебаний? 

Какие виды колебаний вы изучили? 

Как называют систему тел, способных совершать свободные колебания? 

Какие вы рассмотрели колебательные системы? (Показ маятников- нитяного и пружинного) 

Что называется маятником? 

Что произойдет с периодом и частотой колебаний, если маятник перенести в воду? 

Приведите примеры использования маятников.  Определение залежей полезных ископаемых по наблюдениям изменения ускорения силы тяжести. В районах, где залегают плотные породы, ускорение свободного падения больше.  

Какие превращения энергии присутствую при колебательном движении? 

Какие величины характеризуют колебательное движение?    

 

3. Сейчас на листочках, лежащих у вас на столе, запишите свою фамилию, проведем физический диктант на проверку знания формул и единиц измерения величин. Приготовьте ручки с синими и красными чернилами.  

 

Физический диктант: 

Период колебаний пружинного маятника. 

Период колебаний нитяного маятника. 

Выразить частоту  колебаний пружинного маятника через период.  

Выразить частоту колебаний нитяного маятника через период.  

Единица измерения периода колебаний.  

Единица измерения частоты колебаний.  

Единица измерения амплитуды колебаний. 

Единица измерения длины маятника.  

Единица измерения жесткости пружины.  

Единица измерения массы нитяного маятника.  

 Условие резонанса.       

 

Поменяйтесь в парах  листочками. Проверьте друг друга красными чернилами по ответам на доске и поставьте отметку.  

«5»- 11верных ответов.  

«4»- 9, 10 верных ответов.  

«3»- 7, 8 верных ответов.  

Сдайте листочки учителю. 

                                   

Вы записали условие возникновения резонанса. А что такое резонанс? Где в жизни мы встречаемся с явлением резонанса?  

Ученики подготовили сообщения о проявлениях резонанса. 

 

С помощью малой силы можно добиться большой амплитуды колебаний. Например, прикладывая небольшие усилия, раскачивают тяжелые языки колоколов в церкви. 

 

Если в комнате задребезжали оконные стекла при проезде по улице тяжелого грузовика, то это значит, что собственные частоты колебаний стекла совпали с частотой колебаний машины. 

 

Настраивая радиоприемник на определенную частоту, мы приводим его в резонанс с радиовещательной станцией.  

 

Известны случаи, когда мосты разрушались при прохождении по ним «в ногу» военных отрядов, потому, что случайно собственная частота колебаний моста оказывалась равной частоте солдатского шага. Такие случаи были в истории- разрушение моста во Франции строем солдат, шедших «в ногу».В 1830 году по той же причине обрушился подвесной мост в Англии около Манчестера. 

В1906 году из-за резонанса разрушился так называемый Египетский мост в Петербурге, по которому проходил кавалерийский эскадрон.  

 

На заре развития авиации некоторые авиационные двигатели вызывали такие резонансные колебания частей самолета, что он разваливался в воздухе.  

 

На заводах и фабриках некоторые части машин совершают колебательные движения и могут разрушить фундамент, на котором стоят. 

 

Как бороться с опасными результатами резонанса? 

 

Для этого нужно рассчитать частоты колебаний машин, фундаментов, транспорта, чтобы резонанс не мог наступить. Солдатам при переходе через мост приказывают идти не строевым, а вольным шагом.  

При движении поезда по рельсам специально выбирают такую скорость, чтобы частота ударов колес о стыки рельсов была отлична от собственной частоты. Двигатели в автомобилях устанавливаются на специальных амортизаторах.  

Такие расчеты очень сложны. Ими занимаются ученые, конструкторы, инженеры.  

 

4.  Решение задач. 

 

Задача 1. На графике показано, как меняется скорость груза, подвешенного на нити. Чему равна амплитуда колебаний скорости груза?  

 

Задача 2. На графике представлена зависимость координаты тела, колеблющегося вдоль оси oy от времени. Какова амплитуда колебаний? Каков период колебаний? Определите частоту колебаний.  

 

Задача 3. При помощи имеющегося на столе оборудования составьте задачу и решите ее. (Оборудование: нитяной маятник на штативе, линейка, часы.)    

 

Задача 4. Груз массой 0,4 кг, подвешенный к пружине, совершает 30 колебаний в минуту. Чему равна жесткость пружины?  

 

Задача 5. Вода, которую мальчик несет в ведре, начинает сильно расплескиваться. Мальчик меняет темп ходьбы и расплескивание прекращается. Почему?  

 

5.  Разделите страницу тетради на две части и запишите примеры полезных  и вредных проявлений колебаний. Прочитайте, что у вас получилось. 

 

Сравните с таблицей на доске, допишите недостающее. 

 

Польза колебаний 

Вред колебаний 

Работа сердца 

Вибрация станков на заводах 

Колебания голосовых связок 

Сильное раскачивание пароходов на волнах 

Катание на качелях 

Разрушение мостов 

Работа часов 

Колебания проводов в линиях электропередач 

Движение иглы швейной машины 

Дребезжание стекол при прохождении грузовиков 

Звучание музыкальных инструментов 

Землетрясения 

Движение поршня двигателя внутреннего сгорания в автомобилях 

 

Колебания крыльев насекомых и птиц 

 

Использование маятников для обнаружения залежей полезных ископаемых 

 

Работа пневматических инструментов 

 

Погружение свай в грунт и уплотнение грунта вибрированием 

 

        

Сделаем вывод: какую роль играют колебания в нашей жизни?  

Колебания играют большую роль в нашей жизни, в одних случаях- полезную, в других- вредную.  

Пожалуй, нет такой области техники, где бы не применялись или не учитывались колебательные процессы. Их используют в различных технологических процессах и машинах(сортировочные машины, вибрационные конвейеры, вибролитье и т. д).  

 

6. Домашнее задание: п.24-30-повторить, упр 24(2-4) 

 

 

7.  Подведение итогов урока. 

 

Выставление отметок за урок.          

 

Заключительное слово учителя.  

Я думаю, что сегодняшний урок поможет вам разобраться в понимании физических основ технологических процессов и принципа действия механизмов и приборов, в которых используются колебательные явления.  

Итак, мы повторили и обобщили знания о колебаниях, достигли поставленной в начале урока цели, сделали вывод о значении колебаний в нашей жизни. Спасибо за урок.