Использование современных технологий и техник в условиях реализации проекта "Научно - нескучно. Букварь в музыкальном формате
Автор: Матросова Наталья Сергеевна
В Чебоксарской детской музыкальной школе №1 им. С.М. Максимова 9 декабря 2021 года состоялась презентация итогов реализации гранта Главы Чувашской Республики для поддержки инновационных проектов в сфере культуры и искусства «Научно – не скучно. Букварь в музыкальном формате» (далее – Проект). Автор и руководитель – директор учреждения Матросова Наталья Сергеевна. Проект направлен на применение достижений техники и технологий в процессе изучения истории создания первого в Чувашии букваря, с целью сохранения историко-культурной самобытности чувашского народа, популяризации чувашской письменности посредством музыкальных иллюстраций страниц букваря учащимися детских музыкальных школ и школ искусств Чувашской Республики.
На средства Гранта были приобретены: миди клавиатура, синтезатор-аранжировщик, звукоизоляционный поролон, что позволило полностью укомплектовать музыкальную студию (на средства Гранта 2020 года был приобретен комплект звукозаписывающей техники: колонки, микрофон, музыкальная карта. На средства учреждения – монитор). Благодаря появлению музыкальной студии, с сентября 2021 в учебный процесс был включен новый предмет «Музыкальные технологии» для обучающихся 7-8 классов. На занятиях предоставляется необходимый объем познавательной информации, связанной с техникой и технологиями и их применением в практической деятельности. Приглашенные гости (руководители и сотрудники учреждений культуры) увидели фрагмент совместной работы преподавателя вокала и сольного пения Реховой Анастасии Михайловны с ученицей в условиях музыкальной студии.
Изучая историю создания чувашской письменности, участники проекта обратили внимание, на то, что еще в 1867 году И. Яковлев отмечал: «Для выражения чувашских звуков необходимо составить некоторые условные знаки, без которых нельзя обойтись при выражении чувашских звуков. Работа по определению звукового состава языка является, безусловно, самым существенным вместе с тем исключительно творческим и чисто теоретическим моментом работы над созданием алфавита. Оно требует серьезной филологической подготовки».
В процессе проекта у детской аудитории, появилась уникальная возможность увлекательного погружения в мир науки, техники и музыки. Для этого детская музыкальная школа №1 выступила информационным посредником для целевой аудитории в качественном доступе к научным знаниям. На площадке ZOOM в формате популярной лекции и мастер-класса прошла встреча с Дмитриевой Юлией Александровной, заслуженным работником культуры Чувашской Республики и Российской Федерации, профессором, кандидатом педагогических наук на тему: «Специфика орфоэпии чувашских текстов в пении». Запись встречи опубликована на Ютуб канале и находится в общем доступе.
Мастер-класс Иванова Алексея Николаевича, пианиста, композитора, аранжировщика по теме «Применение современных инновационных технологий в рамках предметов «Импровизация» и «Хоровое пение» позволил применить коллаборацию таких видов искусств, как: инструментальная и вокально-хоровая музыка. Используя синтезатор-аранжировщик, преподаватель и обучающиеся представили сочинения в различных звуковых вариантах. В новом формате прозвучало произведение А.Асламаса «Морозное утро» написанное для фортепиано. Преподаватель ЧДМШ №1 им. С.М. Максимова Сидорова Анжелика Викторовна (заслуженный работник культуры Чувашской Республики) сделала переложение для двух флейт и фортепиано, тонко подметив, что инструмент флейта может придать необычную окраску произведения А. Асламаса.
В холле 1 этажа школы также была развернута выставка итогов I Республиканской научно-практической конференции «Чувашский алфавит в музыкальном формате как средство сохранения национальной культуры». Идею привлечения обучающихся к научным изысканиям через призму личностного восприятия исполняемых музыкальных произведений чувашских композиторов озвучил преподаватель, заслуженный работник культуры Чувашской Республики Игорь Владимирович Ткаленко. Так, обучающиеся детских школ искусств городов: Чебоксары, Канаш, Цивильск, Мариинский-Посад изучив историю создания произведения, проанализировав произведение как музыкальное сочинение, написали эссе в котором раскрыли свое понимание и отношение к исполняемому произведению.
Итогом Гранта стало создание детского музыкального плей-листа «По страницам букваря в формате QR кода». Музыкальный плей-лист состоит из 26 произведений чувашских композиторов: Асламаса, Лукина, Быренковой, Чекушкиной, Иванова и др. Заместитель директора по управлению качеством образования Милидонов Марат Германович используя современные технологии преобразовал записи плей-листа в QR код, которые в последующем были напечатаны на планшетах «Букварь в музыкальном формате, звучащие страницы».
Данные планшеты вызвали большой интерес у посетителей презентации. Руководители учреждений выразили надежду, что данные планшеты станут функциональным предметом, отличным рекламным носителем, привлекут внимание, как детей, так и взрослых к чувашской письменности. Пластиковые планшеты будут использоваться в качестве пособия преподавателями организаций дополнительного образования в сфере искусств к учебным дисциплинам «Музыкальная литература», «Музыка и окружающий мир», «Импровизация».