+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Рабочая программа курса ОБЖ 10 класс

Автор: Кктеренчук Анатолий Васильевич

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

          Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для   10-го класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

·      Федеральный закон «Об образовании в  РФ», ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.;

·      Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ;

·      Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ;

·      Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ; 

·      Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ;

·      Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ; 

·      Федеральный закон "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ;

·      Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ;

·      Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ;

·      Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N 113-ФЗ;

·      Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ;

·       Федеральный базисный учебный план для основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования).

·      --   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897».

·      Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004

·      Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

·      Образовательная программа МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино.

·      Учебный план МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино на 2016-2017 учебный год.

·      Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.

·      Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

·      Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года (с изменениями на 26 января 2016 года).

         

 

 

 

          Программа разработана с учётом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

         Под учебным разделом следует понимать конструктивно завершённую часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

          В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

         В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».

         Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случает причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

         По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

         Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

         Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

         Формирование современного уровня культуры безопасности является общей задачей лицея, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В тоже время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

         При разработке содержания данной рабочей программы принималось во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

§  учёт основных закономерностей развития теории безопасности;

§  интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

§  направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

         При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

§  непрерывность обучения с 5 по 11 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного плана;

§  постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;

§  обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральными и региональными компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень – повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учётом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:

§  усвоение и закрепление учащимися знаний:

*   об опасных и чрезвычайных ситуациях,

*   о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

*   об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса,

*   о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

*   об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,

*   об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта,

*   о мерах профилактики наркомании,

*   о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны,

*   об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

*   о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

§  усвоение учащимися содержания:

*   основных положений Конституции РФ и федеральных законов в области обороны государства и противодействий терроризму;

*   нормативно-правовых актов РФ, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;

§  усвоение учащимися знаний:

*   о предназначении, основных функций и задачах ВС РФ;

*   о видах ВС РФ и родах войск;

*   о руководстве и управлении ВС РФ;

*   об участии ВС РФ в контртеррористических операциях;

*   о государственных и военных символах РФ;

§  формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществлять выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином РФ конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;

§  развитие у учащихся:

*   личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта;

*   потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

*   потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности;

*   физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооружённой защите РФ, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных ВС РФ или других войсках.

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:

§  формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

§  выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом своих возможностей.

 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

                  Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается как обязательный предмет с 10 по 11 класс, что и предусмотрено в рабочей программе. При изучении предмета в 10-11 классах из расчёта 70 часов по 35 часов или 1 час в неделю в каждом классе, и 35 часов в 10 классе военно-учебные сборы с юношами, используется материал учебников предметной линии под редакцией В.Н. Латчука., В.В. Маркова., С.К. Миронова., С.Н. Виноградского, 10-11 классы. Дрофа. 2016 год.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

 

В  результате  изучения  основ безопасности  жизнедеятельности выпускник должен знать:

§  основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности при угрозе террористического а