+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Взаимодействие социального педагога с детьми группы риска

Автор: Огнева Наталья Сергеевна

    Системный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к распространению преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, которая не в состоянии проявлять достаточную заботу о детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

     Понятие "дети группы риска" употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни.

    Воздействие неблагоприятных факторов, а часто нечеловеческих условий жизни в течение длительного времени, вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, которые приводят к тяжелейшим последствиям. У него возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии.

    Травма физическая - не самое страшное зло, которое причиняют ребенку. Психологическая травматизация часто оказывается гораздо более вредной. Отсутствие полноценного общения, эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками приводит к тому, что у таких ребят проявляются болезненная робость, пугливость, частая раздражительность, грубость, агрессивность и другие аномальные состояния. Порою общество в целом и работники соответствующих структур трудного ребенка, а тем более того, кто имел проблемы с законом, рассматривают не иначе, как "отброс общества". На улице другая ситуация, здесь у подростка создается иллюзия собственной значимости среди тех, кто воспринимает его за своего человека.

     Полагаем, что социальная дезадаптация - процесс обратимый: можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей с помощью совместного конструктивного взаимодействия педагога и ребенка.

     Взаимодействие межличностное в широком смысле - это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный контакт социального педагога с детьми группы риска, имеющий следствием изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках. В узком смысле - это система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, когда поведение каждого из участников образовательного процесса выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

     Социальная работа как вид деятельности является в сущности коммуникативной. Основная цель взаимодействия социального работника и ребенка - оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая: самостоятельность ребенка, его готовность контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых он может в максимальной мере проявить свои возможности.

   

Техника межличностного взаимодействия с подростком выстраивается в соответствии со следующими принципами: психологической целесообразности, применения коммуникативных знаний и умений с учетом индивидуальных особенностей каждого; направленности общения на разрешение проблемной ситуации, преодоление смысловых барьеров и оптимизацию образа жизни.

     В процессе взаимодействия используются различные технологии, методы и методики, служащие целям удовлетворения потребностей ребенка, его реабилитации, адаптации и восстановления социального статуса. Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь, существующая между социальным работником и ребенком для создания атмосферы помощи и поддержки, формируется на основе следования определенным этическим нормам, включая индивидуальный подход и предоставление подопечному возможности самому определять свои действия, полнее использовать свой личностный потенциал.

      Работа социального педагога с ребенком основывается на принципах толерантности, эмпатии, гуманного подхода к детям - проявления внимательного и доброго отношения ко всем, доверия к каждому и соблюдения его интересов в любой ситуации.

     Наибольшую трудность в работе по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию социальные работники испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение. Социальному работнику необходимо учитывать, что у данной категории детей ярко выражена враждебность и презрение к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.

      Социальный работник, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении подростка, должен избрать главным объектом своего внимания не столько правонарушения и даже не дезадаптацию, а установить причины их возникновения, в том числе социально-психологические, уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношений с людьми в мир иллюзорный, часто примитивный и асоциальный.

    Изучение причин дезадаптации конкретного ребенка часто осложнено тем, что дети дают о себе ложную информацию или вообще отказываются общаться. Беспризорный ребенок часто не хочет уходить с улицы, ибо чувствует себя там более безопасно, чем в каком-либо социальном учреждении или семье. Многие дети помещаются туда насильно сотрудниками милиции. Попадая в новый детский коллектив или семью, они остаются непринятыми, подвергаются насилию. Все это мотивирует ребенка на побег, возвращение в ту среду, где его понимают и принимают таким, какой он есть. И если ему удается сбежать, возвращаться, как правило, он больше не хочет.

   Находясь на улице, подростки ведут свободный образ жизни и зачастую не хотят его менять, отказываются от любых предложений. Задача педагога найти ту сферу деятельности, которая действительно интересна ребенку, убедить его, что "все получится".

 

В силу отсутствия у дезадаптированных детей опыта доброжелательного, спокойного общения любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка - главные помощники социального педагога в работе с такими детьми.

    Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные дети самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.

     В отличие от школы сфера дополнительного образования расширяет поле социализации ребенка, имеет разные направления деятельности, выходит на другие факторы влияния (семья, общение, социальная помощь и защита, молодежная политика, здравоохранение, безопасность и охрана общественного порядка, образование, досуг, культура и спорт, производство и прочее).

    Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждениям дополнительного образования заинтересовать и вовлечь обучающихся детей в свою систему, увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, на эмоции и интеллект.

    Учреждения дополнительного образования выполняют функции ресоциализации, восстанавливают утраченные навыки социально одобряемого поведения "трудного" подростка, его социальный статус, помогают преодолеть отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей и референтных ориентации. Но на данном этапе учреждения дополнительного образования, обладая большим педагогическим потенциалом в работе по ресоциализации детей-беспризорников, недостаточно готовы к этой деятельности. Необходимы специалисты, надо изменить режим деятельности учреждения, а тенденция последних лет постановки на самоокупаемость не дает трудным детям шанса посещать платные секции и кружки, все больше отдаляя их от системы дополнительного образования.

    Таким образом, взаимодействие социального педагога с детьми "группы риска" должно строиться с учетом причин дезадаптации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребенка, принятии его таким, какой он есть. Важнейшим условием успешной ресоциализации социально дезадаптированного подростка является включение его в систему новых отношений, строящихся на основе коллективной, общественно полезной деятельности.