+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Разработка занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов игровых методов обучения.

Автор: Грошева Елена Вячеславовна

Практическое использование игровых методов обучения на примере занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели занятия:

1.     Формировать умение выделять звук [И] в речи;

2.     Познакомить с буквами И,и;

3.     Развивать фонематический слух, умение слушать и слышать;

4.     Воспитывать умение общаться; соблюдать дисциплину.

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, сядьте красиво и правильно. Давайте вместе посмотрим в окно, скажите какое сейчас время года? Какие изменения происходят в природе осенью? Какого цвета листья на деревьях? Давайте вспомним, как называются осенние месяцы. А вы помните, какой сегодня день недели? Какие вы молодцы!

Мы с вами выучили стихотворение про осень: раз, два, три, четыре, пять с мест пора тихонько встать (проводиться физкультминутка под текст стихотворения)

Осень, осень листопад.

Листья по ветру летят!

Осень, осень, дождик льёт,

Погулять нам не даёт.

 

Кап, кап, кап, стучит в окно

Непоседа дождик.

Мы возьмём с собой гулять

Разноцветный зонтик!

 

Раз, два, три, четыре, пять и шесть

пора на место тихо сесть.

 

Основная часть:

Ребята мы с вами сегодня продолжим путешествие по стране «Звуков и Букв». К нам в гости придет еще одна буква, но вам нужно самим ее позвать, а для этого отгадайте мои загадки.

 

 

Шагает мастерица

 По шёлку да по ситцу.

Как мал её шажок!

Зовётся он — стежок… (Иголка).

 

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой… (Игрушки)

 

Хвостик веером всегда,

Словно галстук, борода.

Носит он цветной сюртук.

Птица важная…(Индюк)

 

Очень часто над водою,

Словно согнута бедою,

Вся печальна, молчалива,

Узколиста плачет... (Ива).

 

(Можно перед загадыванием загадок вывесить на доску соответствующие картинки, если ребятам необходимо визуальная опора, можно вывешивать картинки по мере отгадывания загадок)

 

Молодцы, справились со всеми загадками. А теперь давайте еще раз произнесем названия предметов, которые видим на доске. Скажите, что общего в том, как они звучат? Да, верно, все слова начинаются с одного звука [И]. Произнесем четко И-И-И. Произнесём громко/тихо, только мальчики/девочки и т.д.

А теперь поиграем, я буду произносить слова, и как только вы услышите слово, которое начинается (содержит,  заканчивается) со звука [И], хлопайте в ладоши: иволга, апельсин, яблоко, ириска, окно, утка, изюм и т.д.

 

Теперь мы готовы позвать букву, скажем громко И. (На доску вывешивается картинка, с изображением буквы). Ребята, посмотрите на письме звук [И] обозначается буквой И. Про нее придумали такое стихотворение. (разучиваем стихотворение, дополняя его жестами).

 

Раз – брусок и два – брусок,

Плюс один наискосок,

Снизу, сверху – уголки,

А всё вместе – буква... (И).

 

А теперь давайте «напишем» букву И на парте пальчиком, не забывайте, что мы пишем буквы по направлению сверху вниз, слева направо. (Затем можно написать ладошкой в воздухе, носиком и т.д.).

 

Посмотрите  в наших прописях тоже есть буква И, только она совсем грустная, потому что потеряла свой цвет, давайте ей цвет вернет. Звук [И] – гласный, произносится голосом, а каким цветом мы обозначаем гласные звуки, верно, красным. (Далее графическая работа, можно использовать любые прописи, раскраски «обводилки», соответствующие возрасту и уровню детей).

 

Как хорошо вы потрудились, буква больше не плачет, она снова нарядная и яркая. Но теперь в нашем городе «Звуков и Букв» случилось другое несчастье, поможем его жителям? Посмотрите перед вами домики (на доске чистые листы бумаги, на одном написана буква И, на другом А), как они называются. Да первый домик носит имя буквы А, второй домик – И. А вот жильцы этих домиков (детям предлагаются картинки с изображением предметов, начинающихся со звуков [И] и [А]. Давайте расселим жильцов в их домики, только будьте внимательны. (По очереди ребята берут картинку, называют предмет, (например :акула), определяют первый звук и приклеивают на нужный лист бумаги. когда работа закончена, еще раз проговариваются названия предметов, которые попали в домик к букве А и в домик к букве И).

 

Подведение итогов:

Ребята наше занятие подходит к концу, вы отлично потрудились,  а теперь давайте соберемся в кружок (Можно сесть в кружок или встать в круг). Скажите,  с какой буквой вы познакомились сегодня? Вам понравилось занятие? Что вы больше всего запомнили? А теперь давайте передадим нашу новую букву друг другу, по кругу. Приготовьте волшебный карандашик (Указательный палец на правой руке (для левшей на левой) ) и напишем букву и соседу на ладошке (спине) я начну, Света, держи букву И. (Дети «пишут» букву друг другу на ладошках. Можно использовать поднос с манной крупой, песочек и т.д.). А теперь я с вами прощаюсь, раз, два, три, четыре, пять пора урок наш завершать.