Роль музыки в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста
Автор: Краева Наталья Аркадьевна
Роль музыки в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста
Краева Наталья Аркадьевна,
музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 35
комбинированного вида»
г. Алапаевска Свердловской области
16 ноября мы отмечаем новый праздник – Международный День толерантности. Слово «толерантность» происходит от латинского tolerantia– терпение. Толерантность можно определить как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [1].
Толерантность – одна из составляющих общей культуры человека. Поэтому воспитание толерантности является важной задачей современной педагогики.
Искусство и музыка как один из его видов играют очень большую роль в воспитании культурного, гармонично развитого человека, в формировании его внутренней толерантности. Искусство способствует проявлению лучших качеств человека – доброты, бескорыстия, способности к сопереживанию, благородства.
Выдающийся филолог, культуролог и искусствовед Д.С. Лихачев (1906 – 1999) в «Письмах о добром и прекрасном» утверждает, что «самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты». Человек, который способен понимать искусство, «становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее» – так как «награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить» (Письмо тридцать второе, «Понимать искусство») [2, с. 29].
Музыка позволяет человеку лучше почувствовать его переживания, начать лучше понимать самого себя и окружающих, свое прошлое и настоящее. Это понимание тесно связано с процессом общения. Все важнейшие чувства – любовь, радость, гнев, печаль, восторг – находят выражение в отношениях с другими людьми. В процессе общения человек приучается смотреть на себя глазами другого человека.
Музыка открывает возможность общения для людей, помогает наладить духовный контакт через сопереживание. Очень важно, чтобы встреча человека с настоящей Музыкой произошла как можно раньше – уже в младшем дошкольном и даже раннем возрасте. Поэтому на музыкальных занятиях в детских дошкольных образовательных учреждениях необходимо уделять большое внимание слушанию музыки.
Уже в младшей группе детского сада дети знакомятся с такими классическими произведениями как «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Куры и петухи», «Слон» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса и другими, слушают народную музыку.
В младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в психике ребенка, которые заключаются в возникновении представлений. С.Л. Рубинштейн определяет представление как «воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте» [3, с. 261]. В отличие от детей раннего возраста (1-3 года), для которых наибольшее значение имеет ситуация непосредственного действия (обладание привлекательной игрушкой, общение со взрослыми и т. д.), ребенок младшего дошкольного возраста уже способен отвлечься от этой ситуации.
Определяющим для эмоциональной жизни дошкольника становится уже «… не динамика непосредственно воспринимаемой ситуации, а динамика представлений». [4, с. 103. Курсив наш – Н. Р.]. Это делает возможным возникновение переживаний, не связанных с ситуацией непосредственного действия [4].
Развитие эмоциональной сферы ребенка открывает новые возможности для восприятия литературных произведений, прежде всего сказки, и музыки. У детей появляется способность к сопереживанию – уже не связанному с реальным участием в ситуации, а «в плане представлений» [4, с. 104]. Переживания дошкольников отличаются исключительной яркостью, живостью и непосредственностью.
В средней группе дети эмоционально реагируют на пьесу «Мама» из «Детского альбома» П. Чайковского. Спокойная музыка вызывает у них ощущение радости, покоя, любви, гармонизирует их эмоциональное состояние.
В старшей группе дети продолжают знакомиться с «Детским альбомом» П. Чайковского. Пьеса «Болезнь куклы» развивает сопереживание – дети сочувствуют больной кукле.
Можно привести вниманию детей стихи Т. Волгиной:
Кукла заболела,
На бочок легла.
Дали ей конфету –
Кукла не взяла.
«Сами виноваты!» -
Доктор говорит -
«У нее животик
От конфет болит!»
Т. Волгина
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна.
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится
Предлогаем детям спеть для куклы песню.
Слушая пьесу «Новая кукла», дети чувствуют радость девочки и сопереживают этой радости. Предлагая детям потанцевать с игрушками, мы развиваем их коммуникативные способности (умение сопереживать, радоваться успеху других).
В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с другими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского – «Старинной французской песенкой», «Неаполитанской песенкой», «Итальянской песенкой», «Немецкой песенкой». Дети узнают народные мелодии этих стран. Например, в пьесе «Старинная французская песенка» звучит подлинная французская народная мелодия.
Когда дети знакомятся с «Неаполитанской песенкой», они узнают о том, что эта пьеса напоминает народный итальянский танец – «Тарантеллу» (от названия города Таранто на юге Италии).
Надо отметить, что на практике слушание музыки проводится довольно редко. Аргументом к этому служит недостаток времени, необходимость подготовки к праздникам. Но необходимо все же находить время и для этого вида музыкальной деятельности. С помощью слушания мы решаем важнейшую задачу музыкальной педагогики – воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. Человек, способный эмоционально реагировать на музыкальное произведение, будет и в общении с другими людьми проявлять отзывчивость, доброту, сопереживание.
На музыкальных занятиях дети знакомятся и с танцами народов мира, учатся исполнять эти танцы (например, «Берлинскую польку», итальянский танец «Тарантеллу», «Испанский танец»).
Дети знакомятся с культурой других стран, а это очень важно для воспитания толерантности. Когда мы знакомим детей с культурой других стран, других народов, мы формируем у них уважительное отношение к этой культуре, к людям разных народов, разных национальностей.
При этом важно, конечно, воспитывать и уважительное отношение, любовь к своей стране, изучать ее культуру. В настоящее время возрождается интерес к народным традициям, обычаям, праздникам. Приобщение детей к культурным традициям своего народа способствует их нравственному и интеллектуальному развитию.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/294398 (дата обращения 10.10.2015).
2. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит., 1985, –
207 с.
3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. –423 с.
4. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.