Использование палочек Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи
Автор: Максимова Надежда Геннадьевна
Использование палочек Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста,
имеющих нарушения речи
Максимова Надежда Геннадьевна,
учитель – логопед,
МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка»,
с. Дульдурга, Дульдургинский район,
Забайкальский край,
В статье представлена работа учителя логопеда с детьми ЗПР при подготовке их к школе. Представлен опыт работы по использованию палочек Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, которые позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс более результативным.
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. По разным данным, дети с ЗПР различного генеза составляют от 6 до 11% из числа всех детей.[1]
Задержки психического развития является сложным полиморфным нарушением, в результате которого у детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. У этих детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковых (фонетика) и смысловых сторон (грамматика и лексика) речи. Таким образом, ОНР выступает как вторичное нарушение и требует несколько другого подхода к коррекции чем с детьми с ОНР «чистом» виде, то есть с сохранным интеллектом.[2]
К проблеме изучения общего недоразвития речи обращались В. П. Глухов, Т.А. Ткачева, Р.Н. Лалаева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина и др.[3]
Система работы специалистов построена исходя из характеристики детей, имеющие ЗПР данные в трудах В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, И.Ф. Марковской, С. Антоновой, А.Л. Сиротюк. По мнению И.Ф. Марковской, при преобладании общих нейродинамических расстройств, прогноз развития достаточно благоприятен.[3]
Опыт мировой и отечественной педагогики и психологии показывает, что сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном развитии личности дошкольника. Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития восприятия, которое является базовым познавательным процессом.
Особое значение приобретает развитие восприятия у детей с ОНР на фоне ЗПР, для которых характерно незрелость эмоционально - волевой сферы: иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания, его устойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Отсюда вытекает нарушения восприятия. Дети не могут построить целостный образ, страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Имея детей с такими нарушениями и понимая важность формирования восприятия как основы развития речи и познавательных психических процессов у детей, мы предпринимаем активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс. Использование инновационных технологий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала.
В процессе работы нами были разработаны варианты логопедических игр и упражнении с применением метода наглядного моделирования. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:
- обогащение словаря;
- закрепление навыков словоизменения;
- формирование и совершенствование умений детей использовать в речи различные конструкции предложений;
- формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;
- проведение коррекции нарушенного звукопроизношения;
- развитие слухового восприятия и внимания памяти;
- развитие зрительного восприятия и памяти;
- развитие чувства ритма;
- развитие мыслительных операций;
- профилактика нарушений письма и чтения;
- развитие зрительно-пространственного гнозиса.
Для решения данных задач мы используем нетрадиционное для логопедии дидактическое средство - палочки Кюизенера, которые представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.[5]
Палочки Кюизенера мы используем в различных видах коррекционной работы, например:
- повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед, игра «Повтори за мной»;
- продолжение чередования палочек в ряду (белая палочка - слог СА, синяя - слог СЫ), аналогичные задания можно проводить на занятиях по дифференциации звуков, игровое упражнение «Посчитай слоги»;
- выкладывание схем слов, предложений, игра «Длинное, короткое»;
- согласование количественных числительных и существительных, игровое упражнение «Разноцветные слова»;
- согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже, игра «Раздели слова»;
- отстукивание и выкладывание различных ритмов, игра «Веселый счет»;
- конструирование букв по образцу, игра «Найди букву».
Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).
Таким образом, использование в коррекционно-развивающей работе игр и упражнении с палочками Кюизенера способствует:
- развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;
- формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;
- развитию свойств внимания и мыслительных операций.
Комплект цветных счетных палочек наравне с развитием математических представлений позволяет одновременно закрепить у детей в практической деятельности грамматические категории - употреблять порядковые и количественные числительные; учить задавать вопросы и отвечать на них, используя предложения с однородными определениями. Палочки являются хорошим материалом для развития мелкой моторики, психических процессов, таких как память, воображение, логическое мышление.
Мы используем игры, как часть занятий по обучению грамоте: выкладывая буквы, слоги, слова. В игровой форме дети быстрее запоминают буквы, элементы, из которых они состоят. Выкладывание слогов и слов ускоряет процесс освоения звукового и слогового состава слова, что становится базой для овладения чтения.
На индивидуальных логопедических занятиях мы тоже используем палочки. Работая с ними, дети одновременно выполняют различные речевые задания: проговаривание предложений; называние частей предмета; согласование существительных с количественными числительными (одна оса, две осы, пять ос); согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; автоматизация поставленных звуков и их дифференциация (различение); формирование навыков произношения слов сложной слоговой структуры (снеговик, экскаватор); отстукивание и выкладывание различных ритмов; закрепление коротких стихов и потешек.
Использование цветных счётных палочек Кюизенера на логопедических занятиях способствует повышению интереса у детей, предлагаемый материал усваивается быстрее и лучше.
Мониторинг результатов коррекционной работы учителя-логопеда с детьми ОНР показал, что в ходе реализации системы работы у таких детей значительно повышается уровень развития, а именно:
- происходит развитие игровой деятельности;
- развитие общих двигательных навыков;
- развитие речевого общения с окружающими;
- коррекция речевой функциональной системы и психических процессов.
Таким образом, развивая способности детей, используя современные технологии, мы способствуем интеллектуальному, речевому и познавательному развитию, что позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; развивает творческие способности, помогает утвердить чувство уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Литература
1.Журбина О.А., Краснощекова Н.В. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе.-Ростов н/Д: Феникс,2007.
2. Кларина Л.М., Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Разноцветные полоски. Играем в детском саду, дома и на улице. - СПб, "Невская жемчужина", 2002г.
3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников - СПб, "Детство-Пресс", 2004г.
4.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера,2003.
5.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс,2004.
6.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. - М.: ГНОМ и Д.,2000.
Интернет-ресурс: http://www.corvet-igra.ru