+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Шахматы как средство развития высших психических функций детей

Автор: Смолина Анна Владимировна

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании технического, логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, развития технических способностей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Важнейший закон развития высших психических функций, откры­тый Л. С. Выготским, заключается в следующем: всякая функция в куль­турном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимо­действия со взрослыми и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотно­шений, поэтому она имеет интерпсихическую форму.

Собственная деятельность ребенка, его человеческие способности и потребности возникают в результате при­своения образцов человеческой культуры. Психическое развитие чело­века есть прежде всего культурное развитие.

Носителями этой культу­ры для ребенка могут быть только взрослые, и только они могут передать ее ребенку. Стать человеком ребенок может только вместе со взрослы­ми, в процессе совместной жизнедеятельности с ними.

Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть ста­новится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для детской психологии.

В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим образом: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену два­жды, в двух планах, сперва в социальном, потом в психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» [1, с. 145].

В этой формулировке содержатся две важнейшие мысли:

·                     психические процессы у человека с самого начала социальны и по своему происхождению, и по своему содержанию;

·                     интериоризация процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические.

В общих чертах интериоризация проходит следующие три этапа:

·                     взрослый, используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждая его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто обращается к нему;

·                     ребенок, перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого;

·                     ребенок обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается к самому себе во внутреннем плане.

Психологи и педагоги постоянно спорят между собой, что такое интеллектуальное развитие ребенка - эта некая сумма знаний и умений или способность эти самые знания усваивать и решать нестандартные ситуации. Традиции исследования интеллекта и интеллектуального развития личности достаточно богаты. Так, теоретические основы данной проблемы были раскрыты в фундаментальных трудах зарубежных исследователей; А. Бине, Ч. Спирмена, Дж. Гилфорда, Ж. Годфруа, Ж. Пиаже и др. С именем американского психолога Дж. Кетелла связано появление термина «интеллектуальный тест». Понятие «коэффициент интеллекта» ввел немецкий философ и психолог В. Штерн. Проблема социального интеллекта впервые была озвучена Эдвардом Ли Торндайком еще в начале XX в..

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются шахматы [2].

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Итак, игра в шахматы решает сразу несколько задач:

1. Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному ребенку стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности [3].

Занятия шахматами способствуют развитию технического мышления. Впервые термин «техническое мышление» был введен П.К.Энгельмейером Автор не относит техническое мышление к какому-либо конкретному виду мышления, но утверждает, что «существует особый склад ума, который можно назвать техническим».  В работах Г.Кайзера, и В. Ланге признается, что техническое мышление имеет свою специфическую структуру, его развитие влечет за собой формирование технических способностей. В.Ланге делит всю техническую деятельность на два основных вида. Если способ выполнения деятельности состоит из системы повторяющихся ее компонентов (действий и операций), то имеет место первый вид технической деятельности. Существует некоторая раз навсегда фиксированная схема деятельности. Если же способ выполнения заключается «в одноразовой последовательности», присущей каждому творческому решению проблемы, то, по мнению автора, налицо второй вид деятельности. В соответствии с этим можно различать обычное (репродуктивное) и творческое (продуктивное) техническое мышление. Конечно, такое разделение несколько условно, так как элементы того и другого мышления могут сочетаться при решении разнообразных технических задач. Подобная постановка вопроса не сводит техническое мышление только к самостоятельному составлению и решению задач, к использованию теоретических знаний на практике, к выполнению проектно-конструкторских работ [4].

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию технического, логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.

Шахматы  положительно влияют на совершенствование у дошкольника многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

 

Список литературы:

1. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики. Том 3. /Л.С. Выготский.  М., Под ред. А. М. Матюшкина. 1983

2. Кривошапкина, С.В. ШАХМАТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018017588">https://scienceforum.ru/2019/article/2018017588</a> (дата обращения:  09.09.2021 )

3. Сухин, И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения/И.Г. Сухин.- Обнинск: Духовное возрождение, 2012

4. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка /Л.Ф. Тихомирова.- М.: Рольф, 2008