Классификация зрительской аудитории зрелищных мероприятий сферы моды
Автор: Нужина Ирина Александровна, Нужина (Козлова) Наталья Александровна
Трансформация зрелищных искусств как социального института на стыке ХХ-XXI столетий предопределила интерес к вопросам изучения зрительской аудитории зрелищных искусств не только со стороны ученых-обществоведов, но и со стороны практиков, заинтересованных в повышении эффективности влияния зрелищ на зрительскую аудиторию. В то же время, немногие исследования зрительской аудитории, содержащие попытки ее классификации, в основном посвящены изучению зрительской аудитории отдельных видов зрелищных искусств, и имеют значительное количество специфических показателей, не позволяющих использовать данные критерии для классификации иных зрелищ. Недостаточность исследований характеристик аудитории зрелищных искусств в России в начале ХХI века побудила автора к проведению исследования целевой аудитории зрелищного мероприятия сферы моды и разработке классификационных критериев для этого вида зрелищных искусств. В качестве предмета исследования рассматривалась зрительская аудитория зрелищного мероприятия сферы моды - Международного конкурса «Молодежная Мода – Новый Стиль Отношений».
По мнению автора, представляет интерес классификация зрительской аудитории по критерию сопричастности, отражающий глубину эмоционального восприятия зрелища, субъективную оценку сопричастности зрителя с собственно действом (рисунок 1).
Рисунок 1 - Анализ самооценки респондентов относительно их роли в зрелищных мероприятиях Международного конкурса
С точки зрения сопричастности зрителя автор исследования выделил следующие типы зрительской аудитории: участник зрелищного мероприятия – зритель, осознающий себя частью данного действа, воспринимающий себя как соавтор и непосредственный участник зрелища (87%); соучастник зрелища – зритель, эмоционально воспринимающий действо как близкое какой-либо контактной социальной группе (детям, родственникам, друзьям, коллегам и т.д.), однако не считающий себя непосредственным участником зрелища (4%); наблюдатель – зритель, эмоционально не принимающий зрелища, не считающий себя его частью, довольствующийся ролью стороннего наблюдателя (0%); служащий – зритель, посещающий зрелище с деловой целью (представители СМИ, спонсорских и меценатских организаций, государственного и муниципального управления и т.д.) (6%).
Следующим критерием, который был избран автором для анализа, был критерий восприятия зрелищного мероприятия зрителем. Поскольку классификация аудитории зрелищных мероприятий мира моды по типу восприятия в настоящее время российской наукой не разработана, автор предлагает использовать критерий степени востребованности или степень выраженности потребности в постижении зрелищного искусства мира моды:
- фанаты конкурсов модельеров и модных показов (14%);
- любители конкурсов модельеров и модных показов (72%);
- пассивные потребители модных показов (5%);
- разовые посетители (9%);
- неинтересующиеся миром моды (0%).
Заслуживающим внимания критерием классификации автор считает также содержательно-временную направленность интереса зрителя, при классификации по которой автор предлагает выделить следующие сегменты зрительской аудитории: потребитель-традиционалист; потребитель модерн и постмодерн-культуры и срединный потребитель (67%).
Основываясь на типологии зрительской аудитории, предложенной Н.А.Терентьевой [4], и принимая в качестве критерия ориентированность социокультурного обращения к зрелищным мероприятиям, автор предлагает выделить следующие сегменты зрительской аудитории: фанатик моды, универсальный потребитель театрализованных действ и нетеатральный потребитель (рис.2.).
Рисунок 2 - Анализ ориентированности социокультурного обращения к зрелищным мероприятиям
Согласно представленной на рисунке структуре, по критерию ориентированности социокультурного обращения, удалось выявить следующие типы зрителей: фанатики моды – 4%; универсальные потребители – 51%; нетеатральные потребители – 45%.
По мотивации обращения автор исследования предлагает выделить следующие типы зрительской аудитории: любознательный тип потребителя; развлекающийся тип потребителя; коммуникативный тип; духовно-эстетический тип и смешанный тип потребителя (рис.3).
Рисунок 3 – Исследования мотивации обращения зрительской аудитории Конкурса
Следующим критерием для классификации зрительской аудитории, представляющим весьма значительный практический интерес, автор исследования считает мнение зрительской аудитории о насыщенности рынка зрелищными мероприятиями мира моды. Исходя из этого критерия, можно выделить следующие типы зрителей: зритель дефицитного предложения (47%), зритель профицитного предложения (0%) и зритель сбалансированного предложения (52%).
Кроме того, основываясь на классификации, предложенной Н.А.Терентьевой [4], автор исследования считает возможным использовать для типологизации зрительской аудитории зрелищных мероприятий мира моды уровень освоения модных показов как произведений зрелищного искусства.
Резюмируя, следует подчеркнуть, что зрительская аудитория зрелищных искусств пребывает в постоянной трансформации, многократно усиленной ускорением передачи информации как последствия научно-технического прогресса, при этом отсутствие общепринятых критериев для классификации снижает возможности для накопления необходимой сопоставляемой информации и создание полноценных банков данных для изучения динамики изменений зрительских аудиторий зрелищных искусств.
Список литературы
1. Илле, М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи // Социс. 1990. № 12. С. 94–102
2. Нужина, И.А. Классификация зрительской аудитории зрелищных мероприятий сферы моды // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XLI-XLII междунар. науч.-практ. конф. № 9-10(40). – Новосибирск: СибАК, 2014.
3. Сохор, А.Н. Композитор и публика в социалистическом обществе // Музыка в социалистическом обществе: сб. ст. / сост. А.А. Фарбштейн. Л., 1975. Вып. 2.
4. Сурина, И.А., Селиверстова Н.А. Московская аудитория концертов классической музыки // Социс. 1996. № 1. С. 129–131
5. Терентьева, Н.А. Аудитория балета: типологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 404-407.
6. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни людей (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология). СПб., 2001. С. 260, 293