+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование тестовых заданий на уроках химии в вечерней школе

Автор: Коваленко Людмила Борисовна

Использование тестовых заданий на уроках химии в вечерней школе

 

Проблема обучения в вечерней школе

1. Плохая база знаний

2. Нет времени на обучение

3. Часто пропускают занятия

4. Не заинтересованы в предмете

5. Мало времени на подготовку

6. Учащиеся не планируют сдавать ЕГЭ

Нужна специальная система подготовки

Поурочная работа с тестами

  • Тест входного контроля

  • Обучающий тест при изучении нового материала — тестовый само и взаимоконтроль (рабочий листок)

  • Тесты — тренажёры при закреплении материала

  • Тесты достижений — этап актуализации знаний учащихся

  • Модульный тест для итогового контроля

  • Варианты тестов по типу ЕГЭ

Типы тестовых заданий

  • Конструктивные, с выбором ответа

  • Подстановочные, с кратким ответом

  • Задание, требующее развёрнутого ответа

Примеры тестовых заданий

1. Задания первого уровня (опознавание, узнавание, различение понятий): например гомологический ряд — это ряд веществ…

2. Задания второго уровня (воспроизведение информации): например алкены не вступают в реакции…

3. Задания третьего уровня (умение решать типовые задачи): например объёмы кислорода и воздуха, необходимых для полного сжигания 11,2 л пентена, равны соответственно…

4. Задания четвёртого уровня (творческое применение полученных знаний): например предложите разные способы получения бензола…

Технология выполнения тестового задания

  • Соредоточиться

  • Начинать с самого начала

Читать задание до конца

  • Думать только о текущем задании

  • Проверять

  • Угадывать

  • Не огорчаться

     

 

Тесты тренажёры

1. Рабочие тесты включаются в любой этап урока

2. Комплекс тестов по одной обобщающей теме

3. Поурочно тематические тестовые вопросы, задания и задачи различных типов

4. Охватывают весь курс и позволяют подготовить к экзаменам ЕГЭ

5. Адресованы каждому ученику

6. Систематически от урока к уроку заниматься предметом

7. Получать информацию и упражняться в её применении

8. В тренажёрах нет посторонней информации

9. По результатам работы с тренажёром учащийся оценивает себя сам

Пример химического тренажёра по теме

«Углеводороды»

Основные классы углеводородов

Задание: найдите особенности, характерные для каждого из названных классов органических соединений:

алканы(А), алкены(Б), алкадиены(В), алкины(Г), арены(Д).

Состав основных классов органических соединений

1. Выберите информацию о составе заданного класса углеводородов:

а) углеводороды, содержащие тройную связь между атомами углерода.

б)углеводороды, содержащие в молекуле две двойные связи

в)углеводороды, содержащие только простые связи

г) углеводороды, содержащие одну двойную связь

д) углеводороды, содержащие бензольное кольцо.

Классификация углеводородов

2. Выберите названия классов углеводородов и соответствующие им примеры:

Классы углеводородов Примеры

1) предельные а) С5 Н8

2) циклические б) СпН2п+2

3) непредельные в) С5Н12

4) алканы г) СпН2п

5) арены д) С7Н14

6) алкины е) СпН2п-6

7) алкены ж) С3Н4

8) диеновые з) СпН2п-2

Химические свойства

3. Выберите возможные для веществ заданного класса реакции и соответствующие им примеры

Реакции Примеры

1) с кислородом а) СН=С - СН3 + Вг2 ----СНВг = Свг ---СН2

2) с водородом

3) с бромоводородом

4) с бромом

5) с хлороводородом

6) разложение при нагревании

7) с хлором

8) с азотной кислотой

 

Обучающие тесты

  • При изучении нового материала

  • Применение рабочего листка

  • Рабочий листок содержит два варианта тестовых заданий

  • Работа идёт по этапам

  • Сочетание навыков самоконтроля с взаимоконтролем

  • Такая работа активирует познавательную деятельность учащихся

  • Развивает умения анализировать, сравнивать, делать выводы

 

Рабочий листок по теме: «Предельные углеводороды»

Цель: изучить состав, строение, изомерию, номенклатуоу, свойства, получение, применение алканов.

Вариант 1

Вариант 2

1. Закончите фразу

Основным компонентом природного газа является...

В состав природного газа входят...

2. Выберите молекулярную формулу алкана, если известно, что

массовая доля водорода равна

15,79%

15,63%

Массовая доля углерода равна

84,21%

84,37%

а) С7Н16 б) С8Н18 в) С9Н20

а) С7Н16 б) С8Н18 в) С9Н20

3. Укажите вещество, являющееся гомологом:

Этана:

а) пропанол б) бутен в) пентан

Пропана:

а) сахароза б) гексан в) бутанол

4. Массовая доля в предельном углеводороде составляет:

Углерода в этане

а) 49% б) 60% в)80%

Водорода в метане:

а) 6,25% б) 7,69% в) 25,9%

5. При получении предельного углеводорода по реакции...длина углеродного скелета увеличивается:

а) гидрирования б) крекинга в) Вюрца

5. Минимальное число стадий для получения ближайшего гомолога метана:

а) одна б) две в) три

6. Какие из бытовых веществсодержат предельные углеводороды:

а) бензин б) мыло в) маргарин

6. Самый распрастранённый в природе предельный углеводород:

а) бутан б) метан в) мазут

 

 

Тест достижений

  • Воспроизведение основных понятий, правил написания уравнений реакций.

  • Для учащихся, пропустивших занятия.

  • Проверка прочности знаний.

  • Представляет собой совокупность знаний, умений и навыков в объёме государственного образовательного стандарта.

  • Готовность к контролю знаний.

  • Формирование мыслительных операций в зоне их ближайшего развития.

  • Самостоятельное выполнение заданий разного уровня.

Тест достижений по теме «Углеводороды»

Цель: определить уровень сформированности понятия гомологии.

Часть А Выберите правильный ответ

1. Общая формула аренов:

а) СпН2п-6 б) СпН2п+2 в) СпН2п г) СпН2п-2

2. Формула ацетиленового углеводорода:

а) С2Н6 б) С3Н4 в) С4Н8 г) С6Н6

3. Формула гомолога бутана:

а) СН3 — СН (СН3) — СН3 б) СН3 — СН2 - СН3

в) СН3 - СН2 - СН3 г) СН3 - СН2 - СН2 - СН3

4. Гомологами являются вещества:

а) С2Н6 и С2Н2 б) С4Н10 и С3Н6 в) С5Н10 и С4Н8 г) СН4 и С2Н4

5. Лишнее вещество: а) С3Н6 б) С4Н10 в) С5Н10 г) С6Н12

Часть В

Установите соответствие между классом и формулой вещества

Соотнесите:

Тип углеводорода: 1) алканы 2) арены 3) алкины

Формулы: а) С8Н10 б) СН4 в) С3Н6 г) С6Н6 д) С10Н22

Часть С

Составьте формулу 2 — хлорбутадиена — 1,3 и его последующего гомолога.

 

Итоговый контроль

Для итогового контроля и диагностики результатов учебной деятельности я разработала комплекс тестовых заданий. Он состоит из 4-х последовательно взаимосвязанных модулей, имеющих свою цель. Модуль состоит из 10 кратких однозначных тестовых заданий. Каждый последующий модуль предполагает входящую информацию из других модулей. Варианты ответов прилагаются ко всему модулю и сведены в массив данных. Пример по теме «Углеводороды»

Модуль А проверяет знание понятий и умение их использовать.

Выбрать из массива данных букву,соответствующую правильному ответу.

1. Общее количество элементов в молекуле этилена.

2. Относительная молекулярная масса молекулы метана.

3. Число энергетических уровней в электронной оболочке атома углерода.

4. Число атомов водорода в молекуле гексина.

5. Число атомов углерода,образующееся при полном гидрировании бутадиена.

6. Число атомов углерода в главной цепочке вещества 4 — метилпентин — 2.

7. Коэффициент перед кислородом в уравнении горения бензола.

8. В образовании сигма связей в молекуле пропена образуются гибридные облака количеством.

9. Метилбензол отличается от этилбензола на гомологическую разность в количестве.

10. Алкен, содержащий 12 атомов водорода в молекуле, имеющий 2 метильных радикала в боковых цепях, имеет общее количество атомов углерода.

Массив данных

А - 1 Б - 2 В - 3 Г — 4 Д - 5 Е - 6

Ж — 7 З — 8 И — 9 К -10 Л — 11

М — 12 Н — 13 С — 14 П — 15 Р - 16

Модуль В выберите из массива данных термины, или понятие к которому подходит утверждение.

1. Предельные углеводороды с открытой цепью атомов углерода.

2. Углеводороды, содержащие тройную связь между атомами углерода.

3. Ряд веществ, сходных по строению и свойствам.

4. Исходное низкомолекулярное соединение, содержащее кратную связь.

5. Вещества, имеющие один и тот же состав, но различающиеся строением молекул.

6. Частицы, имеющие неспаренные электроны и обладающие в связи с этим неиспользованными валентностями.

7. Названия этих углеводородов образуются путём изменения суффикса -ан соответствующего предельного углеводорода на -ен.

8. Процесс соединения многих одинаковых молекул в более крупные.

9. Соединения, содержащие две двойные связи, применяющиеся для синтеза каучуков.

10. Соединения углерода с водородом в молекулах которых имеется бензольное кольцо или ядро.

Массив данных

А — диеновые Б — изомеры В — ароматические Г — алканы Д — мономер

Е — гидрирование Ж — полимеризация З — алкины И — радикалы

К — гомологический Л -алкены М — гидратация

Модуль С показать умение быстро и чётко составлять формулы веществ по названиям и наоборот, ориентироваться в классах веществ, выбрать букву, соответствующую правильному ответу.

1. Бесцветная, нерастворимая в водежидкость со своеобразным запахом относится к ароматическим углеводородам.

2. Формула предельного углеводорода, сумма индексов в которой равна 32.

3. Исходное непредельное соединение с двумя двойными связями, имеющее большое значение в производстве хлоропренового каучука.

4. Химическое соединение, полученное по реакции Кучерова.

5. Гексахлорбензолом протравливают семена зерновых против твёрдой головни.

6. Это вещество используется при сварке и резке металлов, так как при его сжигании в кислороде температура пламени достигант 31500С.

7. Непредельное соединение с одной двойной связью, которое при взаимодействии с водой образует этиловый спирт.

8. Вещество трихлорметан долгое время, применяемое в медицине для наркоза.

9. Это вещество, в смеси с кислородом 1:2 или воздухом 1:10 при поджигании сгорает со взрывом.

10. Вещество, массовая доля углерода в котором составляет 87,5 %.

Массив данных

А — СН4 Б — С2Н4О В — С6Сl6 Г — С10Н22 Д — С2Н4 Е — С2Н2 Ж — СНСl

З — С6Н6 И — С4Н5Сl К — С5Н10

Модуль Д логически завершает комплекс тестовых заданий, ориентирован на творческое применение знаний, контроль их осознанности и прочности.

1. Число атомов водорода в молекуле алкана, содержащего 5 атомов углерода.

2. Число атомов углерода в молекуле алкена, содержащего 10 атомов водорода.

3. Количество вещества пентина объёмом 3,36 л при н.у.

4. Массовая доля водорода в пропадиене.

5. Относитедьная плотность бутена по водороду.

6. Количество вещества атомов углерода, содержащееся в 91 г бензола.

7. Сумма коэффициентов перед формулами в уравнении реакции сгорания толуола с кислородом.

8. Относительная молекулярная масса вещества Х в схеме превращений

СаС2 -----Х -----СН2= СНСl

9. Масса углерода в 28 г бутадиена — 1,3 (ответ округлите до целого числа).

10. Объём углекислого газа, полученный при полном сгорании 10 л этилена

С2Н4 + 3О2 -----2СО2 + 2Н2О

Массив данных

А — 3 Б — 5 В — 7 Г — 9 Д — 10 Е — 11 Ж — 12 З — 15 И — 18

К — 20 Л — 21 М — 23 Н — 25 С — 28 П — 28 Р - 30

Тестовая зачётная работа

Работа состоит из трёх частей, различающихся по своему назначению, по содержанию и уровню сложности, включает 22 задания.

Часть А состоит из 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть В состоит из 5 заданий с вербальным ответом в одно слово. К каждому заданию надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности букв.

Часть С состоит из 2 заданий со свободно конструируемым ответом. Это самые сложные задания, они требуют полного развёрнутого ответа.