+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Текстовые задачи на понятие части и целого на схемах и в формулах. Подбор числовых значений букв в формулах

Автор: Копылова Альбина Рудольфовна

 

Тип: Урок решения частных задач.

 

 Первым обязательным элементом урока является межличностный контакт, который используется для перехода к совместной деятельности. Следующий этап-включение ребенка в конкретную предметную деятельность, восстановление его процесса. Дети с удовольствием возвращаются к освоенному накануне способа действия, строят схемы по заданной формуле. Но самое главное- переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. Введение первоклассников в ситуацию, когда им необходимо сотрудничать, ребята с удовольствием работают в паре. Дети показывают умение в изображении отношений целого и частей с помощью схемы. Понятия «целое» и «часть» - это относительные понятия; основное свойство этого отношения: целое не может быть меньше части. Или часть не может быть больше целого. Третий элемент - «зацепка» - та неожиданная странность, остановка в привычной деятельности, переводящая ее в ситуацию неопределенности, «загадочности». Разрыв непрерывности, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность детей. Организация учебных действий детей по анализу проблемной ситуации. Выбор формы работы – фронтальный. Важно внимание учителя к любым детским догадкам, гипотезам и их фиксация на доске. Особое значение приобретает логика изменения материала, четкость терминов и понятий. Они дают возможность детям ясно осознать отличие старого знания от нового. Задача проанализирована, предложения иссякают. Коллективная деятельность меняется индивидуальной мыслительной работой. Центральным и естественным этапом урока является кульминация – нахождение нового способа решения задачи, построение модели (целое равно сумме частей). Развязка, эпилог – седьмой элемент урока. Именно он придает целостность уроку, здесь совершается рефлексия пути, движения урока, фиксируется и обосновывается решение. Завершение урока пережито ребенком и осознано как личный вклад в общую коллективную деятельность.

 

Учебная задача: учиться заменять числами буквенные данные в формуле.

 

Цели урока: образовательная: предполагается, что дети узнают, как заменять числами буквенные данные в формуле; развивающая: учащиеся найдут способ заменять числами буквенные данные в формуле, что целое равно сумме частей, а знакомые «лучики» - состав числа; воспитательная: учащиеся убедятся в том, что умение подбирать числовые значения букв в формулах поможет им в дальнейшем осознать, входят ли числовые данные в область допустимых значений по отношению к реальности сюжета.

 

Зона актуального развития: учащиеся знают, что такое величина, отличают величины от не величин, умеют сравнивать величины, записывать результаты сравнения, умеют записать результат сравнения формулой с буквенными данными, умеют использовать графические модели.  

 

 Педагогические задачи:

 

1. Сформировать через предмет математики действия контроля и оценки: - с помощью заданных критериев проводить оценку своих действий, действий другого человека; контроль- внимание по образцу; сопоставление своей оценки с оценкой учителя.

 

 2. Научить детей добывать недостающую информацию с помощью «умных вопросов».

 

3. Освоить различные формы взаимодействия учащихся (в малой группе, паре).

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Мотивационно- ориентировочная часть.

1.Этап актуализации.

Цель: создание положительного фона по поводу удовлетворения собственными знаниями, положительная оценка учителем достижений учеников.

 Создание «ситуации успеха».

 - Сегодня у нас на уроке математика гости. Давайте спросим гостей, как они думают, о чем говорят ученики первого класса на уроке математика.

- А как бы вы ответили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По формуле А + В = С     начертить схему, показать части и целое.

Эти записи дополните моделью с «лучиками»

- Молодцы! Быстро справились с заданием.

 

 

 

 

- О величинах, об отношениях между ними.

- Знаем, что такое величина, отличаем величины от не величин, умеем сравнивать величины,   записать результат сравнения формулой с буквенными данными, умеем использовать графические модели, находим части и целое.

                  С

                                                  С

 

 
 
 

 

 


А             В                   А            В

2.Этап мотивации.

Цель: создание условий, способствующих формированию учебной содержательной мотивации. Закрепление «ситуации успеха»

 

- Сколько величин на схеме?

-Приглашаю 3 ребят. Чтобы они назвали и показали эти величины.

(руками конец и начало)

-Правильно ребята показали величины?

 

- Эта схема показывает, как делили на части воду. (3 стакана- 1 и 2 с водой, 3- пустой)

- Возьмите каждый свой объем.

- Как быть?

 

- Теперь двое ребят остались с пустыми руками!

ВЫВОД: Целое не существует без частей, оно состоит из них!

 

-Возможен ответ - 3

 

А_______

В__________

С________________

-да

 

 А- взял, В – взял, С- для целого нет воды!?

 

- Слить части в пустой стакан – это ЦЕЛОЕ!

 

 

3. Этап постановки учебной задачи. Цель: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретной практической задачи в учебную задачу. Осуществляется поиск ответа на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы иметь возможность двигаться дальше?»

- А какие числа можно подобрать вместо букв А В С ?

 

- Хорошо! Придумайте числа в пределах 10.

А=  3      А=4     А= 5     А =6…

В= 4        В= 1      В = 2      В= 7

 

- И я придумаю число вместо С = 2

- Вы же ЛЮБЫЕ числа придумали, и я придумала любое, как вы меня научили!

- Почему вы возражаете?

 

 

-Я поняла! Я исправлюсь!

(С = но не сумме А и В) > …

 

- Но я же выполнила все ваши условия!

            >

 

 

 

А < С        В < С        С = А + В !!!

 

- Так я могу ПРИДУМАТЬ число вместо С?

 

 

 

- Чему будем учиться сегодня на уроке?

 

- при каком условии выполняются задания, где надо заменять числами буквенные данные в формуле?

-Можем подобрать такие тройки чисел:

С= 7     А = 6   В = 1

С= 4      А = 5   В = 2

С= 8      А+ 5    В = 4

- Любые!

 

 

 

варианты

 

 

- Возражают

 

 

С – это ЦЕЛОЕ!

Целое больше части!            > 

 

 

- Возражают!

 

 

А и В – могут быть ЛЮБЫЕ, но С – целое должно быть больше каждой части и РАВНО ИХ СУММЕ

 

 

НЕТ!

- Целое равно сумме частей!

 

 

- Учиться заменять числами буквенные данные в формуле!

 

- Часть всегда меньше целого. Целое равно сумме частей!

 

 

С= 7     А = 6   В = 1  (+)

С= 4      А = 5 !   В = 2(-)

С= 8      А+ 5    В = 4  (-)

3.Этап отработки общего способа действий.

Рефлексивно- оценочная часть.

Цель: выявление осознанности действий и введение их в систему знаний.

1.Этап рефлексии (мысленное возвращение к прошлым действиям)

 

 

2.Оценочный этап

- А если я предложу не тройку чисел, набор, вы справитесь?

 

а) 3   6   2   8

 

 

-Как вы будете подбирать числа?

 

 

 

 

 

б) 5  3  10  2

в) 9       

 

 

 

- Урок подходит к концу.

-Чему учились на уроке?

- как вы узнаете какие числа подходят к формуле, схеме, модели?

- С какого числа лучше начать подбирать число, чтобы не ошибиться?

- Вы сможете научить этому друзей, родителей?

 

 

 

 

 

 

а) Выбрать самое большое число, оно будет – целое, остальные будут – часть.

(обозначить на модели с «лучиками»)

 

8 = 6 + 2 ,    3 – лишнее число

 

б) 10 = 5 + 3 + 2  - весь набор

 

в) 9- состав числа 9!

 

 

 

-Заменять числами буквенные данные в формуле.

- Часть всегда меньше целого. Целое равно сумме частей!

- С самого большого.