Текстовые задачи на понятие части и целого на схемах и в формулах. Подбор числовых значений букв в формулах
Автор: Копылова Альбина Рудольфовна
Тип: Урок решения частных задач.
Первым обязательным элементом урока является межличностный контакт, который используется для перехода к совместной деятельности. Следующий этап-включение ребенка в конкретную предметную деятельность, восстановление его процесса. Дети с удовольствием возвращаются к освоенному накануне способа действия, строят схемы по заданной формуле. Но самое главное- переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. Введение первоклассников в ситуацию, когда им необходимо сотрудничать, ребята с удовольствием работают в паре. Дети показывают умение в изображении отношений целого и частей с помощью схемы. Понятия «целое» и «часть» - это относительные понятия; основное свойство этого отношения: целое не может быть меньше части. Или часть не может быть больше целого. Третий элемент - «зацепка» - та неожиданная странность, остановка в привычной деятельности, переводящая ее в ситуацию неопределенности, «загадочности». Разрыв непрерывности, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность детей. Организация учебных действий детей по анализу проблемной ситуации. Выбор формы работы – фронтальный. Важно внимание учителя к любым детским догадкам, гипотезам и их фиксация на доске. Особое значение приобретает логика изменения материала, четкость терминов и понятий. Они дают возможность детям ясно осознать отличие старого знания от нового. Задача проанализирована, предложения иссякают. Коллективная деятельность меняется индивидуальной мыслительной работой. Центральным и естественным этапом урока является кульминация – нахождение нового способа решения задачи, построение модели (целое равно сумме частей). Развязка, эпилог – седьмой элемент урока. Именно он придает целостность уроку, здесь совершается рефлексия пути, движения урока, фиксируется и обосновывается решение. Завершение урока пережито ребенком и осознано как личный вклад в общую коллективную деятельность.
Учебная задача: учиться заменять числами буквенные данные в формуле.
Цели урока: образовательная: предполагается, что дети узнают, как заменять числами буквенные данные в формуле; развивающая: учащиеся найдут способ заменять числами буквенные данные в формуле, что целое равно сумме частей, а знакомые «лучики» - состав числа; воспитательная: учащиеся убедятся в том, что умение подбирать числовые значения букв в формулах поможет им в дальнейшем осознать, входят ли числовые данные в область допустимых значений по отношению к реальности сюжета.
Зона актуального развития: учащиеся знают, что такое величина, отличают величины от не величин, умеют сравнивать величины, записывать результаты сравнения, умеют записать результат сравнения формулой с буквенными данными, умеют использовать графические модели.
Педагогические задачи:
1. Сформировать через предмет математики действия контроля и оценки: - с помощью заданных критериев проводить оценку своих действий, действий другого человека; контроль- внимание по образцу; сопоставление своей оценки с оценкой учителя.
2. Научить детей добывать недостающую информацию с помощью «умных вопросов».
3. Освоить различные формы взаимодействия учащихся (в малой группе, паре).
Этап урока |
Предполагаемая деятельность учителя |
Предполагаемая деятельность учащихся |
|||
Мотивационно- ориентировочная часть. 1.Этап актуализации. Цель: создание положительного фона по поводу удовлетворения собственными знаниями, положительная оценка учителем достижений учеников. Создание «ситуации успеха». |
- Сегодня у нас на уроке математика гости. Давайте спросим гостей, как они думают, о чем говорят ученики первого класса на уроке математика. - А как бы вы ответили?
По формуле А + В = С начертить схему, показать части и целое. Эти записи дополните моделью с «лучиками» - Молодцы! Быстро справились с заданием. |
- О величинах, об отношениях между ними. - Знаем, что такое величина, отличаем величины от не величин, умеем сравнивать величины, записать результат сравнения формулой с буквенными данными, умеем использовать графические модели, находим части и целое. С С
А В А В |
|||
2.Этап мотивации. Цель: создание условий, способствующих формированию учебной содержательной мотивации. Закрепление «ситуации успеха» |
- Сколько величин на схеме? -Приглашаю 3 ребят. Чтобы они назвали и показали эти величины. (руками конец и начало) -Правильно ребята показали величины?
- Эта схема показывает, как делили на части воду. (3 стакана- 1 и 2 с водой, 3- пустой) - Возьмите каждый свой объем. - Как быть?
- Теперь двое ребят остались с пустыми руками! ВЫВОД: Целое не существует без частей, оно состоит из них!
|
-Возможен ответ - 3
А_______ В__________ С________________ -да
А- взял, В – взял, С- для целого нет воды!?
- Слить части в пустой стакан – это ЦЕЛОЕ!
|
|||
3. Этап постановки учебной задачи. Цель: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретной практической задачи в учебную задачу. Осуществляется поиск ответа на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы иметь возможность двигаться дальше?» |
- А какие числа можно подобрать вместо букв А В С ?
- Хорошо! Придумайте числа в пределах 10. А= 3 А=4 А= 5 А =6… В= 4 В= 1 В = 2 В= 7
- И я придумаю число вместо С = 2 - Вы же ЛЮБЫЕ числа придумали, и я придумала любое, как вы меня научили! - Почему вы возражаете?
-Я поняла! Я исправлюсь! (С = но не сумме А и В) > …
- Но я же выполнила все ваши условия! >
А < С В < С С = А + В !!!
- Так я могу ПРИДУМАТЬ число вместо С?
- Чему будем учиться сегодня на уроке?
- при каком условии выполняются задания, где надо заменять числами буквенные данные в формуле? -Можем подобрать такие тройки чисел: С= 7 А = 6 В = 1 С= 4 А = 5 В = 2 С= 8 А+ 5 В = 4 |
- Любые!
варианты
- Возражают
С – это ЦЕЛОЕ! Целое больше части! >
- Возражают!
А и В – могут быть ЛЮБЫЕ, но С – целое должно быть больше каждой части и РАВНО ИХ СУММЕ
НЕТ! - Целое равно сумме частей!
- Учиться заменять числами буквенные данные в формуле!
- Часть всегда меньше целого. Целое равно сумме частей!
С= 7 А = 6 В = 1 (+) С= 4 А = 5 ! В = 2(-) С= 8 А+ 5 В = 4 (-) |
|||
3.Этап отработки общего способа действий. Рефлексивно- оценочная часть. Цель: выявление осознанности действий и введение их в систему знаний. 1.Этап рефлексии (мысленное возвращение к прошлым действиям)
2.Оценочный этап |
- А если я предложу не тройку чисел, набор, вы справитесь?
а) 3 6 2 8
-Как вы будете подбирать числа?
б) 5 3 10 2 в) 9 … …
- Урок подходит к концу. -Чему учились на уроке? - как вы узнаете какие числа подходят к формуле, схеме, модели? - С какого числа лучше начать подбирать число, чтобы не ошибиться? - Вы сможете научить этому друзей, родителей?
|
а) Выбрать самое большое число, оно будет – целое, остальные будут – часть. (обозначить на модели с «лучиками»)
8 = 6 + 2 , 3 – лишнее число
б) 10 = 5 + 3 + 2 - весь набор
в) 9- состав числа 9!
-Заменять числами буквенные данные в формуле. - Часть всегда меньше целого. Целое равно сумме частей! - С самого большого. |