+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан в лицах. От Жиганов до Сладковского

Автор: Калинкина Регина Маратовна

Вступление

1 слайд. Здравствуйте, меня зовут Шишова Мария. 2 слайд. Тема моей работы: «Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан в лицах. От Жиганов до Сладковского».

3 слайд.  Вы когда–нибудь задумывались о том, кто такой дирижер и для чего он нужен оркестру? Ответ может быть банальным: управлять огромным числом музыкантов, чтобы они играли в одном темпе, в одной динамике, в едином настроении и.т.д. Но все ли так просто? Сегодня я попытаюсь ответить на этот вопрос на примере истории создания Татарского симфонического оркестра Республики Татарстан.

Основная часть

4 слайд. Заслуга в создания симфонического оркестра в Татарстане принадлежала председателю Союза композиторов Татарстана, ректору Казанской государственной консерватории Назибу Жиганову. Нелегкое детство, проведенное в стенах детдома, боль и разочарование сформировали целый пласт сильных и волевых качеств в характере Жиганова. Благодаря его настойчивости и постоянной работе, в Казани появилась консерватория, которая воспитала не один десяток прекрасных исполнителей, музыковедов, а также симфонический оркестр, который дал возможность выпускникам реализоваться в профессии, не уезжая в Москву или Санкт-Петербург.

Жиганов активно внедрял идею создания оркестра в правительстве, но каждый раз получал отказ. «Оркестр дал бы возможность музыкальному искусству подняться на новую ступень. Одной моей жизни, видимо, не хватит», - писал Жиганов своей жене. Но твердый характер и воля композитора воспринимала каждый отказ как новое испытание. 5 слайд. Назиб Гаязович говорил даже с Дмитрием Шостаковичем о создании оркестра в Казани.

6 слайд. И, наконец, в 1966 году вышло Постановление Совета Министров РСФСР о создании татарского симфонического оркестра. В качестве главного дирижера был приглашен Натан Рахлин.

7 слайд. Видео (текст на фоне видео). «Сегодня в филармонии работала конкурсная комиссия по набору оркестрантов. Сидит Рахлин. Музыканты волнуются. Он терпеливо их слушает и потом еще беседует с каждым. Пока играют только казанцы. Среди них много хороших». «Не вижу ничего плохого, если оркестр будет в основном состоять из молодежи, окончившей Казанскую консерваторию. Ведь из этой молодежи Натан сможет лепить все, что ему захочется. Мне сегодня показалось, что и он склоняется к этой мысли», - писал Жиганов жене.

10 апреля 1967 года на сцене Татарского театра оперы и балета состоялся первый концерт Симфонического оркестра Государственной филармонии под управлением Натана Рахлина. Программа концерта была составлена в духе советского времени: звучала «Ода о Ленине» Хачатуряна, «Песнь о Ленине» Чистякова, однако Рахлин добавил в программу произведения Прокофьева, Вагнера и Чайковского. Завершало концерт авторское оркестровое переложение «Чаконы» Баха. «В зашифрованном соавторстве Баха и Рахлина после всех пережитых Рахлиным гонений угадывается осуществление чего-то гораздо большего, нежели исполнение обычного номера программы», - пишет в своей книге о Симфоническом оркестре журналист Елена Черемных.

8 слайд. Создание оркестра стало важным событием для республики. Однако, оркестру нужна была собственная площадка для выступлений. Поэтому вскоре был построен концертный зал, который зрители и музыканты прозвали «стекляшкой» из-за своего внешнего вида. «Стекляшка» стала для нового оркестра не только концертной, но и репетиционной площадкой. Благоприятные условия способствовали быстрому росту профессионализма, увеличению репертуара оркестра. Благодаря этому оркестр РТ объехал с концертами почти все крупные города Советского Союза.

9 слайд. Для симфонического оркестра Натан Рахлин был не только дирижером, но и учителем. 10 слайд. Видео (текст на фоне видео) «Он знал оркестр изнутри, будучи профессиональным скрипачом, профессиональным тромбонистом, кларнетистом. Рахлин стал дирижером, в совершенстве познав свой главный инструмент – оркестр, он глубоко постиг как безграничные возможности оркестра, так и его уязвимые места», писал о Рахлине Георгий Кантор. К сожалению, человеческий век короток. В 1979 году Натана Григорьевича не стало.

После его смерти с оркестром работало несколько дирижеров. Однако никто надолго не задерживался. 11 слайд. И вот в 1985 году на должность главного дирижера был приглашен народный артист России и Казахской ССР Фуат Мансуров, который проработал в оркестре 25 лет. Из воспоминаний оркестрантов я узнала, что весь свой репертуар он дирижировал наизусть и даже репетировал без партитуры, поражая всех дирижерской точностью. «Дирижер - фигура номер один в музыке. Через него идут все импульсы, которые связывают зал с оркестром и наоборот. Он должен быть предельно выразительным. Для этого в арсенале дирижера есть целый набор движений, его мимика и пластика - все должно быть созвучно исполняемой музыке», рассказывал Фуат Мансуров в одном из интервью. Самым лучшим комплиментом для него был вопрос от музыкантов: а разве репетиция уже закончилась? После продолжительной борьбы с болезнью, на 83 году жизни Фуат Шакирович скончался.

12 слайд. В 2010 году, после его смерти на должность главного дирижера был назначен заслуженный артист России Александр Сладковский. С его приходом можно говорить о новом этапе развития оркестра. Александр Сладковский приступив к своей должности заявил, что его цель – чтобы об оркестре узнала вся Европа! Многие восприняли его слова с улыбкой. 13 слайд. Однако в прессе все чаще стали появляться заголовки о заграничных гастролях оркестра, об удачных концертах на самых знаменитых концертных площадках мира. И вот через пять лет все стали говорить о том, что Сладковский превратил Государственный симфонический оркестр Татарстана в один из самых успешных брендов. О бренде, который известен и популярен не только в России, но и за ее пределами.

Сладковский работал и над репертуаром. Так, в Казани впервые была исполнена 9 симфония Густава Малера, оркестр записал Антологию музыки композиторов Татарстана и альбом «Просветление», а также была сделана запись всех симфоний Дмитрия Шостаковича, и многое другое.

На данный момент Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан входит в число лучших коллективов России!

14 слайд. Более того, Симфоническим оркестром организовано множество фестивалей. Это и «Белая сирень», и «Казанская осень», фестиваль современной музыки «Concordia», «Денис Мацуев у друзей».

15 слайд. Конечно же оркестр уделяет огромное внимание и подрастающему поколению. Так, оркестр учредил проекты «Достояние республики» для одаренных детей, образовательный проект для школьников Казани «Уроки музыки с оркестром», а также цикл «Исцеление музыкой» для инвалидов и тяжело больных детей.

16 слайд. С уважением относится Александр Витальевич и к истории возглавляемого оркестра. Первый из организованных фестивалей «Рахлинские сезоны» посвящен его первому дирижеру Натану Рахлину. В честь Назиба Жиганова был организован фестиваль татарской музыки «Мирас». На мой взгляд лучшая дань уважения великим – увековечение их имени в современности.

Заключение

17 слайд. Видео. (текст на фоне видео). Давайте новь обратимся к вопросу для чего нужен дирижер. Прочитав о трудностях создания оркестра, я пришла к выводу, что дирижер – это одна из самых сложных музыкальных профессий. Дирижер ведет за собой огромное количество людей, выбирает репертуар, создает фестивали, продвигает оркестр, это очень сложно! В общем, делает все, чтобы оркестр был на слуху и развивался. И все-таки, главная задача дирижера – исполнение музыки. Симфонический оркестр Республики Татарстан знаменит не дирижером, ни репертуаром, а своим исполнением. Но вот само исполнение зависит, конечно же от дирижера.

Свою работу хотелось бы закончить словами дирижера Юрия Тимерканова: «Дирижер нужен для того, чтобы заставить оркестр играть не ноты, а то, что за нотами». И, на мой взгляд, Государственный симфонический оркестр РТ с этой задачей справляется.