+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Дети и игра

Автор: Краснова Галина Васильевна

Дети и игра

 

Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царит счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети различных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра по утверждению психолога Г.С. Тарасова,- это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность и цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуаций, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым – задача взрослых.

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляскитем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движение с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

1.     Коррекционные:

§  развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;

§  формирование выразительных средств: интонации, мимики. Жестов, движения.

 

 

2.     Оздоровительные:

§  укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

§  развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

§  развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

§  развитие быстроты двигательной реакции.

 

3.     Образовательные:

§  обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

§  развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

§  формирование умственных умений и действий.

 

4.     Воспитательные:

§  воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

§  эстетическое отношение к окружающему;

§  развитие чувств, эмоций высшего порядка.

 

5.     Развивающие:

§  познавательную активность;

§  устойчивый интерес к действованию;

§  саморегуляцию и самоконтроль;

§  внимание, память, мышление;

§  ориентировку в пространстве.

Все игры имеют побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игры подразделяют на:

ü статические (стоя или сидя);

ü игры с движением;

ü речедвигательные игры;

ü игры-шутки;

ü игры-песни;

ü артикуляционные игры;

ü игры-забавы;

ü игры-загадки;

ü ритмические игры.

Статическиеигры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

 

Игра «Сначала буду маленьким»

 

Слова                                                       Движения

Сначала буду маленьким               Сели на корточки, обхватили колени

И к полу вниз прижмусь.               Постепенно выпрямляются

          Потом я выросту большим           Тянутся вверх. 

          До лампы дотянусь

 

Игра «Быстро вертится крыло»

 

         Слова                                                       Движение

Быстро вертится крыло,                          Круги руками

Мелит мельница зерно.

А из смолотой муки,

Испекут на пироги.                                  На «пироги» хлопок.

 

Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности. Подвижные игры рассмотрим на примеретакихигр:

1. «Будь ловким» старшая группа, музыка Ладухина;

2. «Ищи игрушку» русская народная мелодия;

3. «Не опоздай» русская народная мелодия;

4. «Кто скорее» подготовительная группа, музыка Шварца;

5. «Ищи» музыка Ломовой;

6. «Плетень» русская народная мелодия

 

Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

 

 

 

 

Игра «Маляры»

 

     Слова                                                       Движения

Маляры известку носят                           Идут по кругу, держат «ведра».

         Стены кистью купоросят               Повернулись лицом в круг, «красят».

         Не спеша разводят мел                            Наклонившись мешают кистью в ведре

         Я бы тоже так сумел                       «Красят».

 

 

Игра «Чайник»

 

                   Слова                                                       Движения

Я - чайник, ворчун,               Дети стоят изогнув одну руку, как носик чайника

Хлопотун, сумасброд.            как носик чайника, другая на поясе.

Я вам на показ                      Живот надут.

Выставляю живот.

Я чайник кипячу,                            Топают

Клопочу и кричу                                              

- Эй, люди, я с вами             Делают призывные движения правой рукой

Почайпить хочу!                                                       

 

Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.

 

 

Игра «Бывает-не бывает».

 

Цель. Развивать воображение, чувство юмора и умение сравнительного анализа при сопоставлении действий персонажей песни.

 

Ход игры.Прослушав новую песню, дети выделяют вымышленные и реальные действия, соответствующие характеру персонажей. Содержание текста учит детей понимать смысловое соотнесение глаголов настоящего и будущего времени.

1.     Зайка к ёжику бежал,

Серого он увидал,

Так от страха задрожал-

По сосне вверх побежал.

Из дупла он вниз глядит,

Видит -  волк  в кустах сидит.

Стал над ним он потешаться,

Стал над волком он смеяться.

 

Припев:  У-у-у! У-у-у! Я тебя проглачу.

                 А-а-а! А-а-а! Не достанешь ты меня.

                 И-и-и! И-и-и! Ну, допрыгни, Раз! Два! Три!

                 О-о-о! О-о-о! Прыгай, волк, ко мне в дупло.          

 

2.Волк прилег перед сосной,

                              Притворился, что больной.

                              Зайка лапкой помахал

                              И, как серый, застонал.

                              Волк на зайца посмотрел

                              И медведем заревел: