+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Педагогический контроль в системе управления учебно-тренировочным процессом баскетболистов

Автор: Евдокимова Юлия Александровна

В настоящее время поднимается вопрос о реорганизации, поднятии престижа студенческого спорта в стране. Студенческий спорт представляет большие возможности для физического, спортивного совершенствования и личностного развития молодёжи.

Баскетбол стоит на первом месте среди самых популярных видов спорта, развиваемых в вузах России, а также является самым представительным по числу студентов, участвующих в соревнованиях. Это действенное средство физического воспитания, средство достижения высот спортивного совершенствования. Но главное, что определяет удельный вес баскетбола в системе физического воспитания – ценность его, как комплексного средства физического развития и воспитания студенческой молодёжи (Д.Р. Вуден, 1980; Ю.М. Портнов, 1988-1997 и др.).

Физическое состояние и работоспособность спортсмена постоянно изменяются под влиянием внешних воздействий, тренировочных занятий, соревнований. Своевременная, точная эффективная оценка текущего состояния баскетболиста позволяет судить, во-первых, о возможностях спортсмена, а, следовательно, ставить перед ним реально выполнимые задачи; во-вторых, колебания физической подготовленности позволяют судить об уровне тренированности спортсмена. Поэтому современные планы тренировок должны включать оценку потенциальных способностей спортсменов. На основе оценки текущего состояния баскетболистов появляется возможность рационально строить тренировочный процесс не только по физической, но и по технической подготовке  (Ю.Н. Клещёв, 1983).

Современные направления спортивного совершенствования подготовки студентов – баскетболистов предусматривают поиск неизвестных внутренних резервов не за счёт изменения количественных параметров системы подготовки и её частных сторон, а за счёт качественных изменений самой системы в целом (В.М. Колос, 1989; Ю.М. Портнов,1997; В.П. Черемисин, 2000).

Недостаточная разработанность проблемы подготовки баскетболистов в современных условиях вуза выдвигает новые требования к совершенствованию  и организации процесса подготовки баскетболистов.

Условия, предъявляемые к спортивной деятельности, обязывают использовать эффективные средства и методы, позволяющие оптимизировать учебно-тренировочный процесс в вузе, повышать спортивное мастерство студентов, активизировать их интерес к занятиям спортом.

В настоящее время отмечается острая необходимость увеличения частоты использования и повышения качества проведения атак быстрым прорывом студенческими командами. Это связано с непрерывно возрастающим уровнем развития игры, интенсификацией игрового процесса, повышением конкурентности соревновательной борьбы.

Важность данной задачи для студенческих команд связана с недостаточно совершенной оценкой уровня подготовленности баскетболистов в нападении быстрым прорывом. В современной теории и практике существуют многочисленные методики, рекомендации по обучению и совершенствованию нападения быстрым прорывом, но в основном они базируются либо на личном опыте авторов, либо на изучении отдельных факторов. Отсутствует чёткая направленность, основанная на знании конкретных особенностей применения и содержания этой системы нападения в процессе соревновательной деятельности.

Выявление факторов, влияющих на результативность быстрого прорыва студенческих команд в ходе соревновательной деятельности, позволит конкретизировать методику обучения и совершенствования нападения быстрым прорывом, а повышение эффективности нападения быстрым прорывом, сохранение стабильности могут в значительной мере упростить тактический рисунок игры, сделать его более рациональным.

Человек, занимающийся спортом, представляет собой из себя сложную социально-биологическую систему. Управление этой системой ставит своей целью оптимизацию и повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности во всех проявлениях, что способствует достижению более высоких спортивных результатов.

В поиске путей повышения эффективности тренировочного процесса специалисты обратились к основам кибернетики - науки об управлении сложными динамическими системами (А.Н. Романенко, О.Н. Джус, М.Е. Догадин, 1988).

Кибернетические системы действуют по трехкратному принципу: прямой и обратной связи от управляющей подсистемы (тренера, врача, психолога и др.) к управляемой подсистеме (спортсмену, функциональным системам его организма); обратной связи (от состояния спортсмена и его систем к тренеру); коррекции параметров прямой связи на основе сравнения ее с показателями, полученными на основе обратной связи. Управление процессом совершенствования спортсмена на основе этого трехкратного принципа позволяет полнее реализовать возможности спортсмена или команды в целом (Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов, 1997).

 

 Эффективность педагогического контроля в спорте имеет самое непосредственное влияние на качество управления тренировочным процессом.
     Известно, что управление тренировочным процессом включает в себя три стадии: сбор информации, ее анализ и планирование.
        В ходе подготовки тренер должен собрать разнообразную информацию
о физическом состоянии спортсмена, о его технико-тактическом мастерстве,
об уровне развития волевых качеств, о нагрузке и т. п. Кроме этого, тренер
должен постоянно сопоставлять показатели технико-тактического мастерства, с результатами тестирования и данными о нагрузке. Только так можно
подобрать наиболее эффективные для каждого из них или команды в целом
средства и методы тренировки и определить их воздействие в занятии, периоде, сезоне.
     Педагогический контроль осуществляют в процессе тренировочных занятий и соревнований. Эти два раздела контроля дополняют друг друга. В процессе тренировочных занятий педагогический контроль осуществляется по следующим пунктам:
     – контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;
     – контроль за применяемыми средствами тренировки;
     – контроль за эффективностью средств тренировки;
     – контроль за состоянием тренированности.
     Педагогический контроль соревновательной деятельности игроков предполагает оценку следующих показателей:
·       отношение игроков к соревнованиям;
·       выполнение отдельными игроками их действий;
·       технические показатели игроков и команды;
·       переносимость игроками соревновательных нагрузок.
     В подготовке спортсменов-баскетболистов важное значение имеет планирование готовности игрока (команды) на уровень высших спортивных достижений. При этом тесным образом должны быть взаимосвязаны
организация и система оценки эффективности процесса подготовки.
    Схематично это можно изобразить так:
      Планирование – организация - контроль
       Планирование и организацию тренировочного процесса необходимо рассматривать в единстве. Контроль в данном случае выступает как оперативное управление, обеспечивающее подготовку спортсмена в соответствии с намеченным планом. При этом одним из критериев оценки будет являться степень соответствия полученных результатов с намеченными планами и последующей корректировкой.
       Современная подготовка баскетболистов и баскетбольных команд – сложный и многолетний педагогический процесс управляемый тренерами.
       Проблема успешного выступления спортсменов на соревнованиях выдвигает с особой актуальностью вопрос о разработке рациональных научно-обоснованных и практически эффективных систем тренировок. Для успешного управления тренировочного процесса необходима такая его организация, которая давала бы максимальный эффект при минимальных затратах времени, средств и энергии. Эту задачу можно успешно решить только на основе точных знаний состояния спортсмена и характера воздействия на него тренировочных нагрузок. Поэтому эффективность управления находится в прямой зависимости от поступления достоверной, полной и своевременной информации об игроке или команде.
     Среди важнейших функций управления значительная роль отводится контролю. Выполняя функцию обратной связи, он позволяет оценить эффективность применяемых в ходе подготовки средств и методов, вносить корректировки в учебно-тренировочные планы, индивидуализировать нагрузки.
     Под педагогическим контролем в спорте следует понимать “совокупность способов получения информации о направлении и причинных морфологических и функциональных изменений происходящих в организме конкретного спортсмена (В.В. Петровский, 1978).
     Основная задача контроля состоит не в том, чтобы фиксировать те или иные недостатки в различных видах подготовки спортсмена, сколько в умении на основе полученной информации своевременно вносить коррективы, способствующие эффективной подготовке.
        За последние годы в учебно-тренировочном процессе баскетболистоввозросла роль педагогического контроля. Необходимость повышения его эффективности вызвана возросшими требованиями к различным сторонам подготовки игроков. Данные педагогическогоконтроля позволяют следить за выполнением намеченных планов подготовки спортсменов, определить эффективность используемых средств и методов, находить новые пути для совершенствования учебно-тренировочного процесса. Таким образом, учитывая актуальность вопросов, связанных с педагогическим контролем в процессе подготовки баскетболистов, особое внимание приобретают вопросы:
    • оценка эффективности применяемых средств и методов;
    • выбор показателей и обоснование контрольных нормативов для оценки различных сторон подготовки спортсмена;
    • выявление динамики спортивных результатов и прогнозировании достижений игроков;
    • отбор талантливых спортсменов.

По мнению Ю.И. Портных (1985), контроль не может быть эффективным, если он ограничивает себя оценкой уровня функциональных возможностей и владения специальными знаниями, навыками и умениями отдельных спортсменов, не рассматривая качества и перманентные состояния, присущие команде как самостоятельному целому. Следовательно, чтобы выполнить свои функции, контроль подготовленности в баскетболе обязательно должен включать  в себя три раздела: оценку функциональных возможностей и специальной работоспособности; оценку технико-тактического мастерства; оценку психического статуса.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, про­явлению двигательного творчества, умению управлять своими дви­жениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спор­тивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих ка­честв в процессе специальной тренировки. Именно темпы приро­ста свидетельствуют о способности или неспособности спортсме­на к обучению в том или ином виде деятельности.