+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие мотивации учащихся к изучению математики через предметную неделю

Автор: Иванова Екатерина Георгиевна

Развитие мотивации учащихся к изучению математики 

через предметную неделю

 

Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса математики является хорошо организованная внеклассная работа. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект. Одна из причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся ( а иногда и отсутствие всякого интереса) к этому предмету. Немало школьников считают математику скучной, сухой наукой. А с помощью продуманной системы внеурочных занятий и внеклассной работы можно значительно повысить интерес школьников к математике. В настоящее время существует много разновидностей   внеклассной работы по математике: олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Но регулярные занятия по данным формам интересны и доступны далеко не всем детям.  Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным учащимся. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для ученика – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – несет в школу праздничность и дух состязательности. Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя. Предметная неделя по математике является комплексной формой работы по предмету, своеобразным итогом работы ученика, парадом детской фантазии и творчества. Это  и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже плохо успевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. Это пример плодотворного сотрудничества учителей разных циклов. Внеклассная работа по математике  формирует и развивает способности  и  личность ребёнка. Управлять  этим процессом - значит не только  развивать  и  совершенствовать  заложенное в человеке природой, но формировать  у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так  как  каждый  человек воспитывает себя  прежде всего сам,   здесь   добытое   лично  - добыто на всю жизнь.Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Тематические предметные недели способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика.   Проведение школьных предметных недель давно стало традицией в   нашей    школе. Ведь  занятия с успехом могут быть использованы   для углубления знаний учащихся в области  программного  материала, развития их логического мышления, пространственного воображения, исследовательских  навыков, смекалки, развития правильной математической речи.

 

Внеклассная работа создает большие возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед школой, содействует доверительному, дружелюбному отношению учащихся к учителю. Проведение предметных недель в школе    вызывает у учащихся повышенное внимание и желание поучаствовать. Ведь помимо формирования и развития интереса к математике у самого широкого круга ребят, соревнования “Предметные недели” сплачивают  школьников, делая настоящей командой, развивают творческие способности.

У организации недели математики в школе должны быть следующие оправдавшие себя принципы:

1.     Углубление и расширение учебного материала.

2.     Привитие учащимся практических навыков.

3.     Сообщение сведений из истории развития математики.

4.     Решение примеров и задач повышенной трудности.

5.     Использование занимательной математики.

        Цели и задачи:

Организация внеурочной деятельности учащихся

Развитие сообразительности, любознательности, интуиции

Воспитание познавательных интересов школьников

Привитие интереса к предмету «математика»

Укрепление памяти учащихся

 

   В течение недели в классах  на уроках математики   учащиеся  знакомятся с историческим материалом, решают занимательные задачи, определяют лучших счетоводов, решают и сами составляют  кроссворды, придумывают математические  сказки, истории. В первый  день проводится открытие недели математики, а в завершение недели проводятся математические КВН, математические бои, конкурсы, викторины,  вечера.

 

 

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА

Школьная олимпиада проводится по классам во время уроков. Продолжительность – 2 часа. Принимают участие все учащиеся.

На столах заранее разложена бумага для выполнения работ, тексты олимпиады. Один из членов жюри знакомит учащихся с текстом олимпиады, числом баллов за каждое задание, временем выполнения работы, правилами оформления заданий. Задания могут выполнять в любом порядке.

После этого участники приступают к выполнению работ.

За несколько минут до окончания работы член жюри предупреждает участников об окончании времени выполнения работы и учащиеся начинают сдавать работы, подписав их. После небольшого перерыва (5-10 минут) ученики возвращаются в класс, где жюри проводит разбор заданий олимпиады. После этого жюри приступает к проверке заданий и оценке решений. Итоги олимпиады объявляются на заключительной линейке в конце Недели.

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Занимательная олимпиада

 « Умники и умницы»

1. Сколько существует трехзначных чисел?

2. На столе лежат 20 спичек, двое по очереди берут 1 или 2 спички. Побеждает тот, кто берет последнюю спичку.

3. Газету разорвали на 3 части, потом 1 из частей разорвали еще на 3 части, и так делали 40 раз. Сколько получилось частей?

4. Полный бидон молока весит 30 кг., а наполненный наполовину 15,5 кг. Сколько весит бидон?

5. Разрежьте квадрат на 5 прямоугольников, чтобы у соседних прямоугольников стороны не совпадали.

6. Найдите хотя бы 1 решение неравенства 0,01<x<0,011.

7. Сколько диагоналей в правильном семиугольнике?

8. В строке написано несколько минусов. Двое по очереди переправляют один или два соседних минуса на плюс. Выигрывает тот , кто переправит последний минус.

9. Замените звёздочки числами так , чтобы сумма любых трёх соседних чисел равнялась 20.

7, *, *, *, *, *, *, 9

10. Известно, что дробь

В*А*Р*Е*Н*Ь*Е

К*А*Р*Л*С*О*Н

Равно целому числу, где разные буквы обозначают разные цифры, а между цифрами стоит знак умножения. Чему равна дробь?

11. Три охотника варили кашу. Один положил 2 кружки крупы, второй - 1 кружку, а у третьего крупы не было. Они съели кашу поровну. Третий охотник и говорит: «Спасибо за кашу! У меня осталось 5 патронов, - и вот вам задача: как поделить патроны в соответствии с вашим вкладом?»

12. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20 день заросло всё озеро. На какой день заросла половина озера?

13. Есть 2 сковородки на каждой помещается 1 блин. Надо пожарить 3 блина с двух сторон. Каждая сторона блина жариться 1 минуту за какое наименьшее время можно это сделать?

14. Два мальчика хотели купить книгу. Одному из них не хватало 27 копеек, а второму - 1 копейки. Они сложили свои деньги, но денег всё равно не хватило. Сколько стоит книга?

15. Одна кастрюля вдвое выше другой, зато вторая вдвое шире первой. В какой из них больше войдет воды?

16. Шоколадка стоит рубль и еще пол шоколадки. Сколько стоит шоколадка? 

17. Какое наименьшее число выстрелов всегда достаточно, чтобы попасть в четырехклеточный корабль при игре в морской бой?

18. Известно, что доля блондинов среди голубоглазых больше, чем доля блондинов среди всех людей. Что больше: доля голубоглазых среди блондинов или доля голубоглазых среди всех людей?

19. На сторонах произвольного многоугольника произвольным образом расставлены стрелки. Докажите, что число вершин, в которое входят 2 стрелки, равно числу вершин, из которых выходят 2 стрелки.

20. Докажите, что среднее арифметическое двух последовательных простых чисел не является простым числом.

21. На прямой отмечено 45 точек, лежащих вне отрезка АБ. Докажите, что сумма расстояния от этих точек до точки А не равна сумме расстояний от этих точек до точки Б.

22. Дано 100 положительных чисел. Известно, что произведение любых 7 из них больше 1. Докажите, что произведение всех чисел больше 1.

23. Путешественник отправился из родного города А в саамы удаленный от него город страны В, затем из В - в самый удаленный от него город С и т.д. Докажите, что если С не совпадает с А, то путешественник никогда не попадет домой.(Расстояние между городами различно).

24. В углах шахматной доски 3х3 стоят 4 коня: два белых (в соседних углах) и два черных. Можно ли за несколько ходов (конь ходит буквой «Г») поставить коней так, чтобы во всех соседних углах стояли кони разного цвета.

25. На стороне угла дана точка А. Постройте на этой же стороне точку М, которая одинаково удалена от точки А и от другой стороны угла.

26. По кругу расставлены 10 точек. Двое по очереди соединяют их отрезками. Начало 1 отрезка - в любой точке, а каждый следующий отрезок начинается из конца предыдущего. Проигрывает тот, кто не может провести новый отрезок (дважды проводить отрезок нельзя, а пересекать - можно). Предположим, что игроки не делают ошибок. Кто из них победит?