+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Коррекция жизненной перспективы у лиц, переживших психологическою травму

Автор: Булаткина Оксана Витальевна

 

КОРРЕКЦИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ЛИЦ,

ПЕРЕЖИВШИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАВМУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : Булаткина О.В.

 

2020


 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Психологическая травма и ее симптомы…………………………………….4

1.2.Типы психологических травм………………………………………..5

2. Нарушение жизненной перспективы как результат психотравматизации..8

3. Методы коррекции травматического стресса………………………………10

3.2.Направления помощи на различных этапах процесса переживания  посттравматического расстройства……………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………...17

Список используемой литературы……………………………………………18


 

Введение

 

Психологическая травма представляет собой проблему, с которой нужно обязательно работать. Это серьезная внутренняя задача, решив которую, можно выйти на совершенно новый уровень развития, взрастить в себе качества сильного человека.

Под воздействием многих причин и внешних факторов у человека может сформироваться травма, которую он будет не в силах преодолеть самостоятельно. Как правило, психологическая травма требует участия психолога.

Последствия психологической травмы порой настолько тяжелы, что человеку требуется немало времени, чтобы справиться с собой и перестать зацикливаться на собственных чувствах.

Психологическую травму сравнивают с глубокой раной, которая не заживает со временем, а продолжает кровоточить.


 

1.     Симптомы психологической травмы

 

Психологическая травма – это вред, нанесенный человеку обществом. По каким признакам можно определить, что личность переживает психологическую травму? Любая травма, каким бы факторами они ни была вызвана, влияет на мироощущение человека. Наличие травмы в корне меняет отношение к жизни, способность воспринимать окружающую реальность. Какие чувства испытывает человек с психологической травмой? Каковы основные симптомы травмы?

1)    Возвращение к травмирующему событию.

Человек, у которого имеется травма, будет многократно возвращаться к негативным переживаниям. Это происходит совершенно неконтролируемо, таким способом подсознание пытается освободиться от травмирующих впечатлений. Человека начинают преследовать страхи, навязчивые мысли. Как только он оказывается в похожей ситуации, то немедленно возникает в памяти то событие, которое и повлекло за собой формирование психологической травмы. Известно, что такого рода травма опасна не сама по себе, а своими негативными последствиями. Невозможно предугадать, к чему приведет та или иная травма. Психологическая травма заставляет личность многократно переживать одно и то же событие. Возникает погруженность в проблему, отрешенность от внешнего мира.

2)Чувство ненужности.

Переживания травмы сильно влияет на эмоциональную сферу. У человека нередко возникает депрессивное состояние, ему кажется, что он никому не нужен. На этой почве нередко формируется апатия, чувство собственной исключительности. Замкнутость, тревога, недоверие к окружающим – это не полный перечень признаков психологической травмы. Человек испытывает настолько сильную душевную боль, что не знает, как с ней справиться. Постепенно он утрачивает веру в собственные возможности и перспективы, замыкается на своем внутреннем мире и ощущениях. Психологическая травма лишает моральных сил, уверенности в себе, заставляет человека считать себя неудачником. Чувство ненужности является здесь ключевым понятием. Личность не знает, где могла бы применить себя, боится действовать активно.

 

 

1.2. Типы психологических травм

 

Психологическая травма включает в себя несколько видов душевных потрясений, которые различаются между собой мощностью психологического воздействия. Травма разрушительна сама по себе, однако разные типы травм могут свидетельствовать об имеющимся  конкретном внутреннем конфликте  личности. В зависимости от типов психологических травм следует подбирать соответствующую помощь.

Помощь должна начинаться с осознания проблемной ситуации. Если человек не признает присутствие разрушительного конфликта в самом себе, ему невозможно помочь.

1)Детская травма - По частоте возникновения и силе разрушительного воздействия она самая сильная. Детская травма накладывает неизгладимый отпечаток на сознание, влияет на всю последующую жизнь. Самое интересное заключается в том, что детская травма есть практически у каждого человека. Мы порой просто не замечаем того, как погружаемся в безысходную тоску, страдаем от одиночества и непонимания. На самом же деле большое влияние на нас оказывает психологическая травма, приобретенная в детстве. Такая травма заставляет буквально во всем искать подтверждения собственной нужности и важности.

Детская травма сопровождается бессознательными поступками и переживаниями. Одним из самых характерных признаков наличия детской травмы является постоянное ожидание предательства и непонимания со стороны близких людей. Как правило, детскую травму нам наносят родители, родственники, первое социальное окружение. Хорошо, когда у ребенка имеется возможность проговаривать вслух свои чувства, а не замалчивать их. Таким образом, появляется возможность хотя бы снизить разрушительное действие травмы.

2)Потеря близкого человека - относится к числу самых серьезных потрясений, которые только доводится испытывать в жизни. Мы никогда не столкнемся с собственной кончиной, но уход дорогого сердцу человека ранит настолько сильно, что кажется, в душе не остается ни одной живой ниточки. Так формируется психологическая травма, которая долгое время не позволяет в полной мере жить и радоваться проявлениям жизни. Потеря близкого человека не обязательно подразумевает уход его из жизни. Иногда долгая разлука или прерванные отношения могут нанести серьезную травму личности, сделать ее замкнутой и недоверчивой.

В результате человек будет несколько предвзято относиться к людям, настороженно подходить к новым знакомствам.

Потеря близкого человека наносит тем большую травму, чем более человек считается несостоявшимся в жизни. Если у взрослой личности она вызовет скорбь и боль утраты, то у ребенка превратится в настоящий кошмар, от которого не будет избавления. Когда подорвано доверие, очень трудно становится вновь поверить другому человеку, открыть перед ним свои истинные чувства и потребности. Такого рода травмы дают о себе знать достаточно длительное время.

3)Катастрофы - Иногда в жизни случаются события, над которыми человек не властен. Стихийные бедствия, катастрофы оказывают на организм мощное разрушительное воздействие. От внезапных всепоглощающих переживаний нервная система истощается, появляются многочисленные страхи и сомнения. Любые катастрофы приводят к психологической травме. Если у вас на глазах что-то случится с другим человеком, вряд ли вы останетесь невозмутимыми и спокойными. Как правило, большинству людей свойственно сопереживание и эмпатия.

 Эмпатийное слушание способно уменьшить разрушительное действие травмы, помочь справиться с проблемой.


 

 

2. Нарушение жизненной перспективы как результат психотравматизации

 

Известно, что некоторые люди, пережившие психотравмирующую ситуацию, особенно ту, которая связана с угрозой жизни, испытывают состояние при котором травма заполняет все пространство прошлого, настоящего и будущего.

Прошлое раскалывается на время «до» и время «после» травмы, настоящее мучительно, будущего как будто бы нет, или оно «обесточено»: желания, цели, планы, все, что движет человеком в обычной жизни, парализовано. Это состояние обозначается как чувство укороченной жизненной перспективы (УЖП) и включено в перечень диагностических симптомов ПТСР в американском диагностическом стандарте DSM. Как правило, жертвы травматического стресса теряют интерес к жизни в целом и к тем занятиям, которые раньше обладали смыслом и доставляли удовольствие, а также испытывают чувство отгороженности от других людей.

Психологические последствия переживания травматического стресса и развития посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) классически исследовались на материале военной травмы. Данные об изменении чувства жизненной перспективы для людей, переживших военную травму, и у жертв аварии на ЧАЭС представлены в ряде работ. В этих работах приводятся результаты обследования ветеранов войны в Афганистане и ликвидаторов аварии на ЧАЭС и подтверждается присутствие у этих категорий испытуемых отчетливо выраженного ощущения сокращенной жизненной перспективы и нежелания строить какие бы то ни было планы на будущее.

С. Л. Рубинштейн, анализируя категорию «субъект», определил смысл работы над образом будущего в том, что человек выступает как активный творец своей будущей жизни посредством осознания собственной жизненной перспективы и работы с ней. Рассматривать перспективу возможно лишь в контексте жизненной перспективы в целом, охватывающей прошлое, настоящее и будущее. Под воздействием травматической ситуации нарушается процесс восприятия непрерывности жизни и разрушаются индивидуальные объяснительные схемы, которые делают субъективный мир понятным и предсказуемым.

Укороченная жизненная перспектива – это один из симптомов ПТСР, который с психологической точки зрения отражает важный аспект личностной дезинтегрированности, поэтому его специальное изучение стало одной из задач настоящего исследования. Для изучения того, что называется «жизненной перспективой», у лиц, переживших военную травму, и у ликвидаторов были выделены, с одной стороны, компонент собственно чувства будущего – это образ будущего и чувства, с ним связанные, с другой – способность выступать действующим лицом собственной жизни, влиять на свою жизнь, строить планы и их реализовать. Исследование проводилось с группой афганских ветеранов, у которых травмой чаще всего являлось конкретное событие, и с группой ликвидаторов, для которых травма неразрывно связана с информацией об этом событии.


 

 

3.Методы коррекции травматического стресса

 

Все методы психологической помощи можно разделить на четыре категории .

- Образовательная категория. Пострадавшие могут иметь собственные ресурсы к восстановлению, которые они находят при помощи книг и статей, через знакомство с основными концепциями физиологии и психологии. Создание информационного поля позволяет пострадавшим осознать, что их переживания и трудности не уникальны, «нормальны» в сложившейся ситуации, и это дает им возможность надеяться на то, что при обращении к специалисту их страдания будут поняты, и они получат поддержку и помощь.

- Целостное отношение к здоровью. Принцип холизма. Предполагает относиться к человеку как единому целому. Целостность предполагает необходимость и важность задействовать все резервы человеческого организма и личности: физическая активность, правильное питание, духовное развитие, использование чувства юмора. Внимание ко всем сторонам человеческой личности позволяет активизировать такие способности к восстановлению человека, которые были скрыты даже от него самого. Человек заслуживает того, чтобы к нему относились к единому целому.

- Социальная поддержка. Для выхода человека из состояния посттравматическое стресса, имеет значение социальное окружение. На кого может человек рассчитывать в ситуации психологического расстройства, какие новые проблемы в отношениях в семье и на работе возникли после травматического события — все это следует учитывать при проведении кризисных мероприятий. Сюда следует отнести наличие сети самопомощи, формирование поддержки со стороны общественных организаций.

- Собственно психологическая помощь. Психологическая помощь включает в себя работу с проявлениями горя (группы поддержки взрослым и детям, переживающим горе), снятие фобических реакций посредством работы травматическим образами и многие индивидуальные методы психологической помощи и поддержки. Особое место в системе психологической помощи занимают специально созданные методы. Это, прежде всего «Психологический дебрифинг» — форма кризисной интервенции, применяемый сразу после кризисного события в групповой форме и психобиографический дебрифинг, который может быть использован при индивидуальной работе с отсроченным сроком травматизации.

 

 

3.2.Направления помощи на различных этапах процесса переживания посттравматического расстройства

 

Каковы бы ни были причины психологической травмы, важно знать, как пережить ее. Те, кому довелось столкнуться с этой невыносимой болью, знают, что никакая травма не излечивается за один день. Требуется приложить большие усилия для того, чтобы помочь себе справиться с ее разрушительными последствиями. Как правило, работать с травмой приходится долго, до полного восстановления душевного равновесия.

Этапы при оказании психотерапевтической помощи в связи с переживанием утраты .

1. Установление контакта.

 На этом этапе важно определить мотивацию клиента, его заинтересованность в результатах терапии, позитивное или негативное отношение к помощи вообще и к терапевту, в частности.

В этой связи следует отметить, что те пациенты, у которых утрата произошла сравнительно недавно достаточно легко идут на установление контакта, имеют сильную мотивацию на работу, просят выделить им дополнительное время, что по-видимому объясняется тяжестью состояния. Та же группа больных, у кого утрата произошла давно, часто настолько привыкают к своему состоянию, что выраженного запроса на помощь не предъявляют. Некоторые из них идут на контакт достаточно настороженно, демонстрируют выраженное сопротивление, часто обесценивают любые попытки психологической помощи. Этот феномен может быть обусловлен как появлением вторичных выгод от болезни, так и, часто неосознанным, но глубоким ощущением враждебности окружающего мира, чувством безнадежности и уверенностью, что никто им помочь не сможет. 
Поэтому, установление контакта с этой группой больных следует начинать именно с попыток формирования положительной установки на работу с психологом, психотерапевтом, создания мотивации на выздоровление. Эта задача может быть выполнена путем разъяснения, в чем заключается психологическая помощь, разграничения задач медикаментозной коррекции и психотерапии, проговаривании опасений и тревог со стороны пациентов.

2. «Работа горя» как жизненный этап.

На первых же психокоррекционных сессиях бывает целесообразным разъяснение пациентам сути происходящих с ними процессов, и основных стадий процесса горевания. Необходимость этого, по нашему мнению, обусловлена тем, что пациенты часто испуганы своим состоянием, спрашивают «почему так тяжело» и «закончится ли это когда-нибудь». Как бы отвечая на этот вопрос, они могут говорить, что теперь они никогда не смогут радоваться, возврат к прошлому невозможен и, следовательно, «это никогда не закончится», будущее видится в самом мрачном свете. Поэтому, объяснение им сути происходящего с ними, а также рассказ о психотерапевтической работе с другими клиентами, пережившими сходную ситуацию, позволяет им сориентироваться, увидеть свое состояние как бы в рамках конкретного этапа, с позиций жизненной перспективы, а значит сделать первый шаг на пути построения будущего.

Необходимость рассмотрения сущности процесса горевания может быть также обусловлена тем, что часто родственники и знакомые пациентов стараются изо всех сил отвлечь человека, говорить с ним на какие угодно темы, кроме темы утраты, сами избегают тяжелых эмоций. Они «из лучших побуждений» веселят горюющих, приглашают их в компании и т.д. Не разрешая таким пациентам проявлять свои чувства, родственники могут сердиться, что человек никак не может забыть о случившемся, дают понять, что поведение человека неадекватно, и, тем самым, только усиливают тяжесть состояния. В такой ситуации человек, переживший утрату, часто оказывается в изоляции, испытывает глубокий стыд и вину, чувствует себя в тягость окружающим.

Поэтому, задачей психолога является проведение совсем другой тактики беседы, позволение клиенту свободно и полно выражать свои эмоции, противодействие попыткам подавления и отрицания негативных чувств. 
Кроме этого, по нашему мнению, на этом этапе важно быть внимательным к фразам, которые могут означать формирование негативного жизненного сценария, своеобразного программирования себя на страдания («теперь я никогда не выйду замуж», «я никогда не смогу радоваться» и т.п.). Видимо, целесообразно конфронтировать эти высказывания, выражать несогласие, относить их за счет проделываемой работы горя, по окончании кот