+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции

Автор: Шевцова Елена Павловна

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

 

Е. П. Шевцова, учитель русского языка и литературы

МОУ «Пролетарская средняя

общеобразовательная школа №1»

Белгородская область,  Ракитянский район

е-mail: elena.shevtsova.1971@mail.ru

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения [1]. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали и спорили философы на протяжении веков, и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом [2]

Коммуникативная компетенция представляет собой комплекс коммуникативных умений, основанных на синтезе лингвистических, культурологических, психологических и социальных знаний. Какие же методы и приёмы используем мы, учителя гуманитарного и эстетического циклов для формирования этой компетенции?

Прежде всего, лекцию-беседу, лекцию-сообщение, различные практические задания и упражнения к текстам коммуникативного характера. Эти упражнения носят продуктивный, творческий характер, предполагающий самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.

Проблема коммуникативной компетентности является актуальной, поскольку от уровня развития коммуникативной компетентности зависит не только социальная сфера старшеклассника, но и его учебные успехи. Общение является главной составляющей жизни человека, а коммуникативная компетентность - составляющий фактор успешности в общении. Коммуникативная компетентность, в практическом плане, есть фактор эффективного общения, который складывается из личностной и операциональной составляющих. К сожалению, в данный момент эта проблема мало изучена. Существует масса противоречий и несовпадение взглядов, на данную проблему.[3]

Рассмотрим некоторые методы формирования коммуникативной компетентности со старшеклассниками:

Дискуссия - обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность и доказательность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию [4]. Под дискуссией также подразумевается коллективное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы. С помощью дискуссии старшеклассники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного процесса.

Мозговой штурм – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. При проведении «мозгового штурма» запрещается критика и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Все высказанные идеи записываются для последующего их рассмотрения группой экспертов. После утверждения решения «генераторы идей» распределяются на его противников и сторонников с целью выявления слабых мест и их исправления [5]. Тренинги позволяют усвоить эффективные технологии (методы, приемы, техники) принятия управленческих решений и делового общения, раскрыть индивидуальные особенности старшеклассников, и скорректировать их поведение в ситуациях общения. Кроме того, в процессе тренинга у участников формируются индивидуально-специфические приемы и способы коммуникации и принятия решений, основные на их индивидуальных особенностях. Эмоциональная включенность участников в ситуации тренинга позволяет создать высокую мотивацию к обучению, усиливает закрепление знаний, формирование умений и навыков.

Хотелось бы представить  несколько упражнений, которые  даются после теоретического материала о структурно-содержательной организации общения. Например,  

Прочитайте следующие высказывания. Какая основная мысль объединяет их? Сформулируйте и запишите эту идею в тезисной форме.

Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы травку, а не размышляли бы о своей природе. (Чаадаев)

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты. (Фейербах)

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. (Джеймс)

Наблюдаем и анализируем.

Перечитайте книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо» и посмотрите американский фильм «Изгой» с участием Тома Хэнкса. Что помогло героям выжить и не потерять человеческий облик? Подберите примеры из художественной, публицистической, научной  литературы. Как вы думаете, почему самым жестоким наказанием и испытанием для человека во все времена было лишение общения? Напишите небольшую творческую работу в виде рассказа, сочинении-эссе, сочинения в поэтической форме…

Наблюдаем и размышляем.

В течение трёх дней записывайте ваши роли в различных ситуациях общения, например,: «Встреча с лучшим другом», «На тренировке», «Разговор с родителями» и др. Проанализируйте свои ощущения. В какой степени различалось ваше поведение в зависимости от ситуации и осталось ли оно неизменным на протяжении всего общения? Что придавало вам уверенность? Когда, в каких ситуациях вы были довольны «исполнением» принятой на себя роли? Всегда ли ваше поведение соответствовало ожиданиям собеседников? Как это проявилось? Корректировали ли вы своё поведение с учётом реакции собеседников? В каких ситуациях вы чувствовали себя наиболее комфортно? В каких наименее? Почему?

Подобные упражнения с рефлексивно-аналитическими заданиями в наибольшей степени отвечают интересам и возрастным особенностям старшеклассников. Использование таких заданий привлекательно ещё и потому, что помогает «зажатым» ученикам активно участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения, которая зачастую бывает глубокой и порой неожиданной.

Существуют различные классификации активных методов обучения. Из всего многообразия предложенных видов и форм работы, учитывая конкретные задачи, мы используем:

1)    дискуссионные методы (групповая дискуссия, анализ ситуаций морального выбора, метод мозговой атаки и т. п.);

2)    игровые методы:

- дидактические и творческие игры: деловая игра, организационно-деятельностная игра, игровое проектирование;

- ролевые игры (разыгрывание ролей – ситуативных, позиционных, специфических), интонационно-речевой и видеотренинг.

Дискуссионные методы, или методы групповой дискуссии, - это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса.

Для того чтобы дискуссия была более продуктивной, необходимо выполнить ряд условий, прежде всего соблюдать основные этические правила ведения дискуссии. Здесь может помочь составление самими учащимися кодекса полемиста, следование которому становится делом чести каждого.

При составлении кодекса полемиста полезно работать над таким заданием:

Познакомьтесь с высказываниями о сущности спора, полемики. Проанализируйте их. Попробуйте на основе анализа этих высказываний, а также на основе анализа собственных наблюдений составить «кодекс полемиста», распределяя требования, предъявляемые к культуре этического и речевого поведения коммуникантов, в две колонки: 1) запреты и ограничения, 2) рекомендации.

При открытом обсуждении не только ошибки, но самые нелепости легко устраняются при помощи полемики. (Салтыков-Щедрин) В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имён: важна лишь одна истина, перед которой равны все. (Роллан) Спор всегда надобно начинать с точного определения понятия или предмета, о коем спорим. (М. Горький) Если вы хотите, чтобы с вами спорили и понимали вас, как должно, то и сами должны быть добросовестно внимательны к своему противнику и принимать его слова и доказательства именно в том значении, в каком он обращает их к вам. (Белинский)

Элементы групповой дискуссии так или иначе присутствуют при выполнении многих упражнений. Однако часто она выступает и как самостоятельный метод.

Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании предметов гуманитарного и эстетического циклов заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Л.А.Петровская, П.В.Растянников.  − Киров, 1991. −142с.


2. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения/А.Б Добрович. − М.: Просвещение, 1987. − 205с.

 

3. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. // Педагогика. Научно-теоретический журнал. №4. – 2012. – С.25.


4.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е издание – М.: Школа – Пресс, 2010. – 512 с.

 

5. Компетентностный подход как фактор повышения качества современного образования: Сборник научных статей /Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 220с.