Программа по выявлению творческих способностей по вокалу
Автор: Боровцова Людмила Петровна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» КАРДЫМОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята: на пед.совете.
протокол №__от_______20__г.
Утверждаю:_________директор МБУ ДО «ЦДТ______________
___________20__г
ПРОГРАММА
«Выявление творческих способностей обучающихся по вокалу»
Срок реализации:1год
Возрастной диапазон: 5-8лет
Составитель: педагог
дополнительного образования
Боровцова Людмила Петровна
КАРДЫМОВО
2016
Пояснительная записка
Музыка для ребенка является миром радостных переживаний, она побуждает и стимулирует творческий потенциал детей, так как эмоциональная сфера и воображение тесно связаны с творческими способностями. Пение - самый доступный для всех детей активный вид музыкальной деятельности, отвечающее интересам современных детей. А интерес (мотив) является мощным стимулом, благодаря которому во время занятий развиваются как конкретные музыкальные способности – музыкальный слух, музыкальная наблюдательность, память, чувство ритма, так и другие способности - воображение, восприятие, внимание, и сосредоточенность. Это обеспечивает художественное развитие ребенка и духовное становлении его личности.
В творческое объединение «Лейся, песня» Кардымовского Центра детского творчества, принимаются дети, имеющие здоровый голосовой аппарат, удовлетворительные музыкальные данные, желание петь и способность к систематическим занятиям. Обучающиеся приходят с разным уровнем возможностей. Для того чтобы выстроить маршрут работы с детьми, определить задачи, методы и формы обучения и воспитания в соответствии с возможностями и обязательно с учетом зоны ближайшего развития ребенка, педагогам необходимо проводить диагностику способностей. С этой целью создана данная программа по выявлению творческих способностей обучающихся по вокалу. Программа «Выявление творческих способностей обучающихся по вокалу» разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данная программа предусматривает выявление способностей обучающихся и опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС- формирование всесторонне развитой личности.
Программа направлена на анализ результатов развития социокультурной компетенции обучающихся и дает возможность прогнозировать конечный результат педагогической деятельности в творческом объединении, а так же дает возможность реализовать наряду с практическими целями, познавательные, развивающие и воспитательные одновременно. Программа призвана помочь обучающимся самоопределиться в учебных действиях на основе развития своей активности. Выход данной активности - достижение определенного уровня практической результативности обучающегося. Когда ребенок осваивает что-то новое, продвигается в своем развитии, добивается видимых успехов и результатов, он живет и развивается в обществе.
Программа призвана выявить следующие способности:
интеллектуальные: понимание теоретического материала, знание терминологии, обучаемость, внимательность, способность к рассуждению;
творческие: стремление к красоте, восприимчивость к новому и необычному, уверенность в своих способностях;
сенсорные: принятие окружающего мира и себя.
Цель программы: создание благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей, личностного роста обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, отвечающих на запросы современного общества, расширение возможностей участия способных детей в мероприятиях разных уровней.
Задачи программы:
- выявить одаренных и талантливых детей;
- подобрать методы диагностики творческих способностей;
- разрабатывать и внедрять современные технологии в работе с одаренными детьми;
- развивать творческие способности и компетенции;
- расширить возможности для участия обучающихся мероприятиях, конкурсах, фестивалях, концертах всех уровней; - аккумулировать информацию о талантливых обучающихся в Банке одаренных детей Центра творчества;
- отображать достижения детей в Портфолио обучающегося.
1 этап – Подготовительный.
Задачи:
- определить уровень творческих способностей обучающихся до начала реализации проекта;
- определить формы и методы работы на занятиях, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять реальные возможности в формировании индивидуального стиля творческой деятельности в процессе обучения;
- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.
2 этап – Основной
Задачи:
- Создать условия для развития креативности.
- Решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;
- Формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.
3 этап – Итоговый
Заключительный этап включает в себя рефлексию объективного осознанного выбора обучающимися творческой деятельности.
Диагностический инструментарий:
1. Умение систематизации и классификации полученной информации.
2. Знание терминологии.
3. Применение умений и навыков на практике.
4. Умение работать с информацией.
5. Уровень владения Интернет-ресурсами
Методы и способы выявления результативности интеллектуальной и творческой активности обучающихся:
· Тестирование;
· Наблюдение;
· Беседы;
· проведение родительских собраний на соответствующие темы;
· диагностика;
· анализ.
Ожидаемые результаты:
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания;
- повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в творческой деятельности;
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в конкурсах и фестивалях;
- повышение показателей успешности детей в конкурсах всех уровней.
Принципы диагностирования способностей обучающихся:
- соответствие диагностических методик возрастным нормам;
- игровой характер диагностических методик;
- доброжелательная атмосфера во время мониторинга;
- психологическая готовность ребёнка к процессу диагностики.
Показатели результативности:
- уровень развития творческих (музыкальных) способностей (высокий, средний, низкий);
Наименование педагогических методик, автор (ы):
- Методика Г. Дэвиса - определения творческих способностей учащихся;
- Анкета по выявлению уровня самооценки (Р.В.Овчарова)
- Мониторинг «Навыки сотрудничества» (Н.Ю.Яшин)
- Определение коммуникативных и организаторских способностей.
Выводы:
1. повышение интереса со стороны обучающихся к вокальному искусству;
2. творческий подход к изучению новых способов исполнения;
3. возрастание активности работы на занятиях среди обучающихся разных возрастов;
4. развитие самостоятельного приобретения новых знаний обучающимися;
5. положительный элемент соревновательности между обучающимися;
6. при систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.