Некоторые особенности подготовки современного урока в ДМШ и ДШИ
Автор: Пыстина Лариса Борисовна, Постнова Елена Семеновна
Пыстина Лариса Борисовна,
методист;
Постнова Елена Семеновна,
преподаватель
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ
СОВРЕМЕННОГО УРОКА В ДМШ И ДШИ
Кто не знает, в какую гавань он плывёт,
для того нет попутного ветра…
Сенека
Как известно, урок – главная составная часть учебного процесса. По данным ученых, в этом качестве он существует уже более трехсот лет. На протяжении этого времени урок создавался и совершенствовался каждодневным трудом и творчеством поколений педагогов, учителей, воспитателей, что позволяет определить его как особый феномен культуры. Этим отчасти объясняется тот факт, что качество урока является бесспорным показателем не только профессионального уровня отдельного преподавателя, но и состояния образовательной системы учреждения в целом. Поэтому вопросы современности урока никогда не теряют своей актуальности.
Что такое современный урок? На этот вопрос в общих чертах можно ответить так. Современный урок – это урок, отвечающий реалиям сегодняшнего дня, направленный на решение актуальных проблем образования и воспитания детей. Следовательно, чтобы конкретизировать определение современного урока в детской школе искусств, нужно обратиться к реалиям сегодняшнего дня, к актуальным задачам развития образования, к особенностям и потребностям современных учащихся.
Мы живем в эпоху перемен, когда динамичные изменения охватывают практически все сферы деятельности человека. В этой ситуации любому преподавателю ДМШ или ДШИ важно ощущать актуальность своего труда, свое соответствие окружающей жизни и современному состоянию профессии. Для того чтобы в этом море перемен правильно выстраивать свой рабочий маршрут, необходимо общаться с коллегами по профилю из других учреждений, владеть информацией о том, что происходит не только в сфере культуры, но и в общеобразовательных школах, где все наши ученики проводят большую часть учебного времени.
Если же мы обратимся к современным общеобразовательным школам, то увидим, что инновационные процессы протекают здесь чрезвычайно активно и связаны с применением эффективных образовательных технологий, отработкой универсальных учебных действий и большими успехами в освоении стандартов нового поколения. Кроме того, вся эта бурная деятельность нередко сочетается с новейшим техническим оснащением учебных аудиторий. В классах многих школ стоят компьютеры, мультимедиа, интерактивные доски, на которых от легкого прикосновения руки меняются дидактические ситуации, статичное изображение переходит в движущийся видеоряд, начинает звучать музыка и т.д. Такое зрелище у преподавателя из обычной скромной ДШИ может невольно вызвать стресс и породить комплекс неполноценности.
Как можно и должно модернизировать уроки в ДШИ (например, по фортепиано или классическому танцу), чтобы не отстать от времени, «когда космические корабли бороздят просторы вселенной»?
Для того чтобы ответить на это вопрос, нужно не только понимать характер перемен, происходящих в общем образовании, но и сформировать по отношению к ним правильную, профессионально корректную позицию. А для этого – обратиться к специфике нашего профиля – к сущностным особенностям детского музыкально-художественного образования.
Как известно, освоение значительной части образовательных программ в сфере искусств (за исключением программ по теории и истории искусства) лишь в очень малой степени связано с изучением научно-теоретических данных. В основном оно базируется на творческих способностях, которые даны человеку природой. Поэтому образовательный процесс в сфере искусства носит практико-ориентированный характер и направлен на раскрытие психофизических возможностей личности, необходимых для самореализации в той или иной области искусства. Этот «человеческий» компонент в профессиях сферы искусств настолько силен, что они в каком-то смысле передаются «из рук в руки», и разрыв в непрерывной цепочке «педагог – ученик – педагог» приводит к невосполнимым потерям [3].
К потерям в качестве музыкально-художественного образования также приводит излишнее увлечение преподавателями внехудожественными (внемузыкальными) методами или деятельностью. Так, например, сегодня нередко встречаются уроки сольфеджио, где дети считают и пересчитывают тоны и полутоны, топают, хлопают, бесконечно проговаривают какие-то ритмослоги («дон-дон-гу-тики-дон-дон-гу»), т.е. занимаются всем, кроме пения и развития слуха. Конечно мы знаем, что отсутствие или неразвитость музыкального слуха учащегося можно до определенного уровня компенсировать («подменить») логикой или так называемой «музыкальной математикой». Но делать этого не следует. От этого страдает качество музыкального и музыкантского обучения и развития ребенка.
Экспериментируя на занятиях, следует помнить о том, что руководители и преподаватели «…несут ответственность за сохранение и передачу новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства» [3]. В «Концепции художественного образования» сохранение лучших традиций и профессиональной специфики, которые составляют сердцевину образовательного процесса, выдвигается одной из приоритетных задач[1]. Следовательно, вносить в современный урок искусства инновационные изменения можно лишь в той мере, которая не нарушит эту самую сердцевину. Например, можно использовать фонограммы «минус» для ансамблевых занятий, привлекать к проведению концертов мультимедийное сопровождение, давать творческие задания для развития кругозора, предполагающие использование возможностей интернета (например, прослушать репертуарное произведение в интерпретации различных исполнителей) и т.д. Главное – чтобы соблюдались условия меры и целесообразности. Некорректное понимание инноваций еще во времена Шумана показало весьма плачевные результаты[2].
Из современных образовательных технологий, которые не противоречат специфике детского образования в сфере искусств и применяются в практике преподавателей ДМШ и ДШИ, можно назвать следующие:
− личностно-ориентированное обучение;
− технология музыкального творчества;
− технология игрового обучения;
− технологии уровневой дифференциации;
− информационно-компьютерные технологии
− проектная технология.
Таким образом, основными условиями современности урока и ресурсами повышения его эффективности и качества в ДМШ и ДШИ являются сохранение и развитие лучших традиций классического музыкально-художественного образования, а также корректное использование инновационных технологий.
Следующим ресурсом совершенствования современного урока видится изучение психологических особенностей наших учеников, которые определяют характер их способностей к познавательной деятельности и восприятию учебного материала. Сегодняшние школьники родились и выросли в эпоху информационно-компьютерных технологий, что, по мнению психологов, обусловило формирование у них целого ряда отличий от детей предыдущих поколений. В том числе таких, как:
- большая эрудированность, раскрепощенность и способность к нестандартным решениям,
- легкость овладения новыми технологиями, нацеленность на получение быстрого, готового результата («нажатием одной кнопки»),
- снижение интереса и способностей к чтению объемных текстов, затруднения в сфере литературно-художественного творчества и художественно-образного мышления.
Отмечается также, что современные школьники интеллектуально и информационно взрослеют раньше, но их социальное и эмоциональное развитие протекает значительно медленнее.
В общеобразовательных школах, где дети проводят в среднем от 30 до 40 часов в неделю, особое внимание обращается на формирование универсальных учебных действий, определенных алгоритмов восприятия, запоминания и «переработки» учебной информации. На эти алгоритмы ориентированы практически все уроки по общеобразовательным предметам, которые четко воспроизводят общедидактические принципы и структуры организации учебной деятельности. Т.е. само восприятие учащихся оказывается как бы «отцифрованным» и «отформатированным» определенным образом. Речь не о том, хорошо это или плохо. Это просто некий факт или свойство обучаемости современных детей.
Дети научены учиться определенным образом. Они четко привыкли к тому, что в начале урока должен быть оргмомент, который настроит их на урок. Новый материал они лучше воспримут, если предварительно будут актуализированы их опорные знания из учебного курса или из жизненного опыта, т.е. будет воспроизведена информация, которая подготовит почву для введения нового материала. Для качества его усвоения нужно обязательно предусматривать повторение пройденного в старых, измененных и/или новых условиях. В конце урока дети ожидают обобщения, краткой аннотации главных моментов урока или выводов. Необходимы также краткие пояснения по домашнему заданию, в котором ребенок должен понимать, каким именно моментам урока отвечает то или иное задание. Современному школьнику сложно ориентироваться в импровизационно-творческой учебной ситуации. Поэтому для достижения желаемого результата в выполнении заданий преподавателю следует формулировать понятные для учащегося целевые установки.
Я думаю, что в основном, названные общедидактические моменты в практике преподавателей ДМШ и ДШИ соблюдаются. И все же на них сегодня нужно обратить особое внимание при продумывании или планировании современного урока для современного ребенка.
Исходя из вышесказанного, попробуем назвать основные качества современного урока в организациях дополнительного образования сферы культуры.
Современный урок – это урок, −
- сохраняющий и развивающий лучшие традиции классического музыкально-художественного образования,
- разворачивающийся в творческой обстановке, не исключающей разнообразных (в том числе импровизационных) учебных ситуаций, но имеющий понятную для учащегося структуру и логику,
- грамотно использующий достижения современной педагогической практики в сфере искусства,
- основанный на органичном синтезе общедидактических и частнопредметных составляющих.
Поскольку уникальной основой образовательного процесса в сфере искусства является форма передачи мастерства «из рук в руки» по цепочке «педагог-ученик-педагог», то совершенствование урока закономерно становится ведущим направлением методической работы преподавателя, а универсальной формой обмена опытом и обучения молодых преподавателей становится открытый урок.
Открытый урок – это показательный урок. Ему присуща яркая дидактическая направленность не только на учащегося, но и на присутствующих гостей. Преподаватель, дающий урок, делится секретами своего мастерства, расширяет представления коллег о каком-либо важном аспекте работы, учит начинающих педагогов. Для эффективности такого мероприятия открытый урок необходимо уметь зафиксировать определенным образом или спроектировать.
Проектирование урока является актуальным видом учебно-методической деятельности преподавателя. Разработка урока начинается с выбора темы, который осуществляется в соответствии со спецификой предмета. Так, на групповых занятиях историко-теоретического цикла темы определяются учебно-тематическим планом. На занятиях по исполнительским дисциплинам в основе урока лежит работа над произведениями из репертуарного плана и/или инструктивным учебным материалом (гаммы, этюды, музицирование и т.п. на уроках инструментального исполнительства или, например, экзерсис на уроках классического танца). На хорошем уроке, как правило, присутствует и репертуарная работа и инструктивные разделы. Поэтому тема и цель урока так или иначе оказываются связанными с достижением нового качественного уровня в исполнении инструктивного материала или репертуарных произведений. Для конкретизации темы можно выбрать «доминанту» (аспект) из комплексной работы. Приведем примерные темы открытых уроков из практики:
- Приемы работы над техническими трудностями в произведениях учебного репертуара на начальном этапе обучения.
- Развитие музыкально-образного мышления ученика при работе над программной музыкой.
- Формы музицирования на уроке фортепиано как средство развития творческих способностей учащегося.
Следующий этап подготовки открытого урока – определение его типа и продумывание структуры. Здесь в качестве опорных схем возможно использовать типологические структуры уроков, сложившиеся в практике образования и обеспечивающие оптимальность достижения намеченного результата. Это модели таких уроков, как: изучение нового учебного материала; совершенствование знаний, умений и навыков; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков и др. В типологических структурах этих уроков предусмотрена отработанная в практике логическая последовательность необходимых этапов освоения учебного материала.
Приведем фрагмент разработки урока в классе фортепиано по теме «О чем рассказывает музыка?» (работа над музыкальными образами репертуарных пьес 1 класса). Целью данного урока было поставлено формирование, применение и закрепление умений и навыков образно-выразительного исполнения репертуарных пьес. В соответствии с данной целью структура урока опирается на типологическую модель урока совершенствования знаний, умений и навыков.
Фрагмент разработки урока
|
Основные разделы урока с указанием дидактических функций |
Содержание разделов урока |
|
1 |
Организация начала урока |
||
2 |
Проверка домашнего задания, активизация опорных практических умений |
Исполнение репертуарных пьес: Укр. нар. песня в обраб. Берковича «Ой, ты дiвчина». А. Рубах «Воробей». Л. Книппер «Полюшко-поле» |
|
3 |
Активизация опорных знаний, кругозора. Постановка цели урока. |
Беседа о 3-х разных характерах-образах в исполненных репертуарных пьесах |
|
4 |
Работа над каждой пьесой по примерному алгоритму |
||
a) |
Активизация эмоционального опыта, творческих способностей; развитие навыков выразительного музыкально-ритмического интонирования |
Чтение и пение стишков-подтекстовок к репертуарным пьесам (возможно совместное сочинение подтекстовок по желанию ученика) |
|